До финансового кризиса, как было показано в статье «Политэкономия по Марксу», российские банки извлекали из экономики страны львиную долю прибыли, а теперь присваивают большую часть средств, выделяемых государством на преодоление кризиса. Президент, Государственная дума и Правительство, отказавшиеся провести национализацию банковской сферы, и перейти к прямому финансированию промышленные предприятия столкнулись с оттоком капиталов и недофинансированием промышленности. Оказалось, что банки есть, а кредитно-финансовой системы нет.
Глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев, не желая нести за все ответственность, заявил, что часть выделяемых государством средств на поддержку финансового сектора коммерческие банки переводят в валюту и размещают в иностранных банках. Отток капитала из России в октябре составил $50 млрд.
Положение с кредитованием промышленных предприятий прокомментировал и Сергей Иванов.
"Целый ряд предприятий "оборонки" испытывают острую нехватку оборотных средств для обеспечения выпуска готовой продукции, передачи ее заказчику.
Банковский сектор стремится не только сохранить свою стабильность, что понятно, но еще и получить существенную выгоду за счет промышленности. Это уже совершенно непонятно и ни в какие ворота не лезет. Многие банки настойчиво пытаются изменить основные условия уже заключенных кредитных договоров, поднять ставки с 9-12% до 15-18%", - сказал Иванов.
Ситуация настолько критичная, что премьер Владимир Путин собрал банкиров и пригрозил им проверками со стороны правоохранительных органов, если деньги продолжат убегать из страны.
Не остался в стороне и Президент страны.
«Банки не должны наживаться на кредитах, заявил президент России и поручил Центробанку следить за справедливостью маржи банков».
На встрече с руководством Торгово-промышленной палаты (ТПП) Дмитрий Медведев повторил слова премьер-министра Владимира Путина о том, что сейчас, в условиях кризиса ликвидности, банки должны вести себя, прежде всего, как «госагенты» и ставить своей целью максимально насытить деньгами более мелкие финансовые структуры и предприятия реального сектора экономики. И забыть на время главную цель любого бизнеса – получение прибыли».
Отказавшись от того, чтобы банки выступали как госорганы по форме, Дмитрий Медведев, предложил частным банкам стать таковыми по существу, давя на нравственность и ответственность. А для того, чтобы необходимость соблюдение нравственных норм, т.е. «справедливой» маржи, не вызывало сомнений, Президент предложил выделить специальных центробанковских «комиссаров».
По мнению Медведева, «справедливая» кредитная ставка должна определяться по формуле «инфляция плюс маржа» (т. е. процент официального индекса потребительских цен плюс некий процент «справедливой» прибыли). А «следить за тем, чтобы эта маржа банковская, вознаграждение банка за соответствующую банковскую операцию, была разумной – это дело контролирующих организаций, напомнил Дмитрий Медведев.
В противном случае Президент Медведев пригрозил сократить цепочку прохождения денег через кредитную систему.
Правоохранительные и надзорные ведомства РФ не заставили себя долго ждать и договорились о совместных действиях по ужесточению контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на преодоление последствий мирового финансового кризиса.
Заседание межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям в сфере экономики с участием представителей МВД, ФСБ, ФНС, Росфинмониторинга, ЦБ РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам прошло во вторник в Генеральной прокуратуре. Участники заседания приняли программу действий по обеспечению сохранности бюджетных средств, выделенных на укрепление финансового и других секторов экономики.
Как видим, вместо простых, эффективных и понятных народу мер по национализации банковской деятельности, было говорено множество грозных слов и увещеваний, а потому все пока происходит как в басне, где кот Васька слушает да ест.
Какая нравственность и совесть, когда остался один аппетит?
Николай Байбаков