Историческая дата, прошедшая почти незамеченной, но, между тем, крайне важная — и в исторической перспективе, и для современной России: 14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена 6-я статья, закреплявшая руководящую и направляющую роль КПСС в политической и общественной системе страны.
Отмены этой статьи все последние годы до этого добивались тогдашние либералы — таким общим названием обозначим те крайне разношёрстные политические силы, что всплыли на поверхность общественной жизни после начала перестройки и гласности. Не будем разбирать сейчас и подлинные мотивы представителей этих сил — кто-то из них, возможно, являлся и настоящим идеалистом, другие были очевидно ангажированными, если не были прямыми агентами влияния иностранных держав.
В данном случае важно другое — их энергичная борьба против 6-ой статьи Конституции достигла успеха, и она была отменена. Советский Союз просуществовал после этого события менее двух лет, и, конечно, едва ли можно сказать, что именно данный факт стал причиной крушения величайшего и могущественнейшего государства — но следует признать, что свой вклад в эту геополитическую катастрофу он несомненно внёс.
Однако куда большими бедствиями обернулось это уже после 1991 года, в современной России. Трудно сказать, на что рассчитывали адепты отмены 6-ой статьи — очевидно, на то, что общество без чётко определённой идеологии и национальной идеи станет своего рода волшебным садом, где одновременно зацветут тысячи цветов. Но реальность оказалась весьма несхожей с фантазиями людей вроде академика Сахарова или Валерии Новодворской — 90-е годы 20-го столетия стали едва ли не самым ужасающим периодом современной отечественной истории. И не только из-за нищеты, бандитизма и безответственной государственной политики — но также и потому, что общество в целом и каждый человек в отдельности утратили идеологическую опору под ногами, превратившись из нации во всего лишь «население», «дорогих россиян».
При этом вышеперечисленные общественные язвы вроде бандитизма и коррупции как раз явились (как минимум, отчасти) следствием того самого идеологического вакуума, который поглотил бывших граждан великой державы. Дело в том, что национальная идея, часто воплощённая именно в государственную идеологию, является для нашей страны естественным двигателем многочисленных политических, экономических и социальных процессов, необходимым условием для её успешного поступательного развития. Когда же этот двигатель останавливается, перестаёт по той или иной причине работать, мы можем наблюдать именно то, чему многие из нас были свидетелями в 90-е, вовсе не напрасно прозванные лихими. Перефразируя довольно известную цитату, можно сказать, что либералы образца 1990 года метили в руководящую роль КПСС, а попали в Россию.
И от этой раны наша страна еле смогла оправиться — могло, вероятно, и вовсе случиться иначе, но за годы руководства Россией Владимиром Путиным рану удалось излечить, население снова ощутило себя народом, поверило в собственные силы. Слово «патриотизм», произносимое многими в 90-е с иронической ухмылкой, вновь обрело свой подлинный смысл в наших сердцах и умах.
Однако событие 14 марта 1990 года должно служить для нас уроком и предостережением. Речь, разумеется, вовсе не о том, чтобы официально закрепить в Конституции приоритетную роль за той или иной политической партией — у нас совсем другая страна сейчас, да и сами времена тоже другие. Но задуматься о чётком формулировании, как минимум, национальной идеи наверняка стоит — именно это способно стать залогом наших дальнейших достижений во всех возможных областях. Причинно-следственная связь здесь очень простая — чтобы достигнуть вершины, необходимо чётко прочертить маршрут.
Или позволим себе другую метафору — чтобы пройти сквозь бурные воды и не разбиться о скалы, необходимо увидеть свет маяка. Национальная идея — и есть тот самый маяк. Наш же государственный корабль достаточно крепок и команда его дружная и сплочённая — однако окончательно мы будем уверены в правильности маршрута лишь, когда увидим тот самый свет.
Юрий Скворцов, вице-спикер парламента КуZбасса,
председатель регионального отделения Социалистической партии «Справедливая Россия — ПАТРИОТЫ — За правду»,
член Центрального совета всероссийского общественного движения «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,
сопредседатель регионального штаба ОНФ