Вице-спикер парламента КуZбасса, член Совета Палаты депутатов социалистической партии «Справедливая Россия — ПАТРИОТЫ — за Правду», член Центрального совета всероссийского общественного движения «ПАТРИОТЫ РОССИИ», сопредседатель регионального штаба ОНФ Юрий Скворцов на своих страницах в социальных сетях Вконтакте и Одноклассниках поддержал позицию социалистической партии о необходимости отказа от Болонской системы.
«Новая политическая и экономическая реальность, в которой существует Россия вот уже без малого месяц, явственно диктует корректировку, а то и радикальное изменение многих процессов в важных для страны сферах жизни. И, безусловно, одной из ключевых задач, стоящих в ближайшее время перед российским государством и обществом, является пересмотр системы отечественного образования.
В течение последних 20 лет Россия была включена в так называемый Болонский процесс, чьей целью было заявлено встраивание образования нашей страны в общеевропейскую систему координат. Изначально предполагалось, по крайней мере, на декларативном уровне, что Болонская система поможет талантливым студентам и выпускникам из России на равных конкурировать с представителями стран Запада за места в престижных вузах и, в дальнейшем, при трудоустройстве — опять же в европейских странах.
Действительность, как это часто бывает с подобными проектами, оказалась весьма далека от радужных заявлений сторонников Болонской системы. «Международная мобильность» студентов, выпускников и преподавателей так и осталась достоянием очень немногих, вход в «элитарный клуб» европейских образовательных практик оказался доступен единицам. И это если не брать во внимание события последних недель, когда люди из России, по существу оказались лишены даже подобных призрачных возможностей — в Европе нас больше не ждут, пора это ясно осознать.
Да и в самой России те же работодатели остаточно часто скептически относятся к профессиональным навыкам выпускников четырёхлетнего бакалавриата, воспринимая их как не вполне получивших высшее образование. Такое мнение, возможно, и не вполне справедливо, но в любом случае мы имеем тут место с устоявшейся тенденцией, прямо влияющей на качество жизни молодых выпускников.
Но хорошо бы, если проблема ограничивалась лишь этими обстоятельствами. Подлинный корень всех бед в данной сфере в том, что, опрометчиво погнавшись за синей птицей «общеевропейского образовательного равенства», мы фактически столкнулись с разрушением прежней советской образовательной системы. То самой системы, которая как раз в течение многих десятилетий неизменно демонстрировала свою высокую конкурентоспособность на мировом рынке знаний и компетенций — в особенности, конечно, в сфере точных наук, но далеко не только.
От этой системы нам было предложено презрительно отмахнуться как от якобы «устаревшей» и «не соответствующей мировым стандартам». К чему это привело, сейчас уже очевидно — общий интеллектуальный и культурный уровень нашей молодёжи, увы, заметно снизился. Умение самостоятельно размышлять, думать, анализировать у «поколения ЕГЭ» явно не на высоте — а это прямое следствие отказа от фундаментальных основ прежней отечественной системы образования.
Подобное чревато не только грядущим проседанием интеллектуальной мощи нашей страны — хотя и это само по себе серьёзнейшая проблема. Дело ещё и в том, что неспособность к системному анализу окружающей действительности способна привести и к размыванию политической стабильности России. То самое «поколение ЕГЭ» может стать, а в некоторых случаях, к сожалению, уже и становится питательной средой для распространения всякого рода деструктивных и прямо экстремистских идей. Думается, нет нужды объяснять, насколько это опасно в настоящий момент, когда общественная консолидация жизненно важна для нашей страны.
В этой связи остро назрела необходимость запуска механизмов выхода России из болонского процесса. Мнение о необходимости такого выхода разделяют сейчас самые широкие круги российского общества — от представителей профессиональных и научных кругов до людей, пусть даже далёких от проблем отечественного образования, но и разделяющих тревогу за будущее страны и основных её институтов.
«Нет нужды лишний раз объяснять, что выстраивая систему отечественного образования, мы определяем будущее нашей страны, задаём вектор её развития на ближайшие годы и десятилетия. России в данном случае, как и во многих других, необходимо отринуть не оправдавшую надежд Болонскую систему и выработать собственную модель образования. Вероятнее всего, в основу этой новой модели следует положить именно богатейший советский опыт. Советская система на деле доказывала свою жизнеспособность — и, как говорится, не её вина, что на время она была отодвинута в сторону. Что ж, настало время восстанавливать частично порушенное здание — и это станет залогом наших успехов в будущем», — отметил Юрий Скворцов.
Пресс-центр
Кемеровского регионального отделения
политической партии
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»
24 марта 2022 года