Россия вступила в новый учебный год 2017-2018. Миллионы учеников и студентов отправились в свои школы, колледжи и вузы за новыми знаниями и профессиональными навыками. По традиции эти дни сопровождаются мощным потоком информации – в основном нам рассказывают о том, как все отлично в российской сфере образования, сколько замечательных идей и инициатив еще будет реализовано.
Например, московские школьники с 1 сентября смогут ходить в музеи бесплатно и получат новые ноутбуки, новые компьютеры, новые интерактивные доски, Wi-Fi и скоростной интернет. В российских школах во внеурочное время будут проводить факультативы по основам предпринимательства и шахматам. Студентов с 1 сентября ждет индексация стипендий на 5,9% (стоит заметить, что сегодня ее минимальный уровень составляет 1 340 рублей для студентов вузов, а значит, прибавка составит 79,06 рублей). Всем заинтересованным лицам также предлагается обсудить, идти ли школьникам 1 сентября в школу с букетами или лучше отдать деньги на благотворительность. Еще темы - можно ли отбирать у школьников мобильные телефоны перед уроками и не дать ли регионам право отодвигать начало учебного года еще на месяц.
Наверное, для кого-то важны и такие вопросы. Но, как мне представляется, ситуация со средним и высшим образованием в России сегодня такова, что с инициативами лучше повременить и разобраться с багажом «наработанного» за последние годы.
Недавний вопиющий пример, вышедший на федеральный уровень - жалоба жительницы Элисты на «горячую линию» президенту о том, что в школе №12 классный руководитель требовала с учеников деньги на покупку парт. Конечно, поднялся шум. Конечно, было сказано, что недопустимо собирать деньги с родителей ни на что – ни на учебники, ни на парты, ни на ремонт.
Между тем, хорошо известно, что разговоры о поборах с родителей идут из года в год, и ничего не меняется. Ставшую повседневной и повсеместной практику фиксируют даже социологи, например, ВЦИОМ. Респонденты, отвечая на вопрос «сколько стоит собрать ребенка в школу?», из средних по стране 12 745 рублей порядка 5,9 тыс. рублей отдают на покупку школьной формы и сменной обуви, 1,7 тыс. рублей – на школьный портфель и письменные принадлежности, 1,2 тыс. рублей - на учебники!
Очевидно, что порочную практику можно было бы остановить. К сожалению, для этого одной политической воли и административного ресурса недостаточно. Корень проблемы – в неравенстве финансирования образовательных учреждений. Поэтому московские школьники меняют одни планшеты на другие, а в Калмыкии нет денег на элементарные парты.
Прекрасно, что министр образования Ольга Васильева говорит о необходимости создания единого образовательного пространства (другой вопрос, сколько времени после его разрушения понадобиться на восстановление?). Хорошо, что школы постепенно уйдут из муниципального подчинения и перейдут на региональный уровень. Однако это единое образовательное пространство может обеспечиваться не одними лишь базовыми учебниками, которые действительно создают понятные ориентиры по уровню знаний школьников всей страны (к слову, сейчас в федеральном перечне - почти 1470 учебников, и этот перечень будет кардинально сокращен!)
Единое образовательное пространство создается, в первую очередь, благодаря имеющимся по факту равным возможностям для всех детей получить хорошее образование, не зависимо от их места жительства и уровня обеспеченности родителей. Сегодняшняя реальность, когда хорошие школы становятся еще лучше, а слабые влачат все более жалкое состояние, не красит ни систему российского образования, ни тех, кто отвечает за положение дел в ней.
Теперь несколько слов об учителях. Понятно, что обсуждение того, как на самом деле чувствуют себя преподаватели – не для праздничных мероприятий. Но День знаний закончится, и всем придется вернуться к повседневности, которая на самом деле выглядит вовсе не так, как хотелось бы и реформаторам системы образования, и самим учителям.
Серьезное исследование, проведенное Высшей школой экономики и «Левада-центром», свидетельствует о том, что за прошедший год резко сократилось число учителей, довольных своей работой и зарплатой.
Если год назад своей работой были довольны 42% учителей, то теперь их только 22%. Та же картина с зарплатой. Год назад недовольных было 28%, сейчас их 34%. И, согласно данным опроса, средняя зарплата учителя вовсе не выросла до двух средних по региону, как предписывалось майскими указами президента от 2012 года, а упала - с 25 975 рублей в месяц до менее чем 20 тысяч рублей. При этом Росстат предлагает считать, что средняя зарплата учителя в России составляет 33 338 рублей.
45% учителей жалуются на бюрократическую внеучебную нагрузку, связанную с необходимостью заполнения огромного количества бумаг и отчетов, многие отмечают необходимость подрабатывать во внеурочное время, которого практически не остается. Вот так обстоят дела.
По словам министра образования, в России в новом учебном году появится 55 тысяч новых школьных мест, откроется порядка 80 новых школ. К 2025 году планы – более чем грандиозные: открытие еще 6,5 миллиона новых школьных мест, ведь ежегодный прирост школьников составляет порядка 400 тысяч человек.
Но очевидно, что одним только наращиваем объемов строительства школ, детских садов, вузов, обсуждением судьбы мобильных телефонов или букетов на 1 сентября, мы не решим коренную проблему повышения качества российского образования. Отмена сочинений на экзаменах, повальное введение тестов, сокращение преподавания русского языка, снижение контроля со стороны учителя, перекос в сторону «интересности» процесса обучения, исключение из программы тех же астрономии и уроков труда, повсеместное закрытие бесплатных кружков и секций – вот далеко не полный перечень ошибок при реформировании образования, на признание которых ушли годы. И еще годы уйдут на их исправление.
Уверен, всему учительскому и родительскому сообществу, специалистам и экспертам необходимо «сбросить темп», остановиться, честно проанализировать все «нареформированное» в системе нашего образования и ответить на вопрос, какое поколение мы хотим вырастить: новое, ведущее страну вперед или безынициативное, плохо образованное и не способное видеть перспективы?
Взять «Курс на страну №1 в мире» - эту амбициозную задачу предлагает решать партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в своих программных документах. Она по плечу нашему великому народу, но решить ее невозможно без Российского национального прорыва, одним из основных двигателей которого должна быть передовая, доступная для граждан система образования, выпускающая знающих, отвечающих современным требованиям специалистов. Чтобы сделать рывок вперед, необходимо и в образовании ставить более амбициозные задачи.
Тем не менее, 1 сентября – праздник. И я от всей души поздравляю школьников, студентов и их родителей с Днем знаний. Желаю успехов, новых свершений и побед!
Геннадий Семигин,
председатель партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», доктор политических наук.
***
Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» создана в 2005 году на основе объединения ряда партий и общественных организаций "левого фланга", входивших в коалицию "Патриоты России". Председатель партии – Геннадий Семигин, лауреат Государственной премии Российской Федерации, действительный член ряда российских академий, доктор политических наук, профессор, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III и IV созывов, полковник запаса.
В 2005 году партия избрала своей идеологией идеологию российского патриотизма и все эти годы активно ее пропагандирует. «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в 2006 году предложили формулировку национальной идеи «Справедливость для всех, счастье для каждого!» В 2014 году на съезде партии было признано: общенародное стремление «Справедливость для всех, счастье для каждого!» невозможно реализовать без российского Национального прорыва.
Партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» представлена в 80 регионах, в которых без государственного финансирования реализовано более 600 социальных, экономических, научных и культурных проектов в интересах граждан.