Государственная Дума продолжает обсуждение основного финансового документа РФ - федерального бюджета на 2015-2017 годы. Правительство РФ внесло законопроект в нижнюю палату парламента в конце сентября, и за полтора месяца с его основными параметрами и стратегическими линиями смогли ознакомиться и депутаты, и эксперты. Главный вопрос, который не должен был остаться без ответа, насколько бюджет отвечает современным угрозам и вызовам, тем, с которыми столкнулась Россия сегодня - после введения Западом экономических санкций, из-за падения цен на нефть и ослабления рубля.
Предваряя рассмотрение, члены правительства и депутаты из «Единой России» заверили, что все социальные обязательства государства будут выполнены, что основной статьей расходов по-прежнему остается поддержка граждан и «оказание социально значимых услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры». На это будет направлено 57% денег федерального и региональных бюджетов. Заложены средства на выплату пенсий, различных субсидий и компенсаций – за три года только в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено более 2,5 трлн. рублей. Прозвучали заверения по-прежнему поддерживать важнейшие инфраструктурные проекты, развивать инновационные кластеры, активно заниматься программами по импортозамещению и так далее.
Было бы логично предположить, что на этот раз в проекте федерального бюджета будут содержаться не просто абстрактные миллиарды и триллионы, направляемые в те или иные отрасли народного хозяйства и сферы жизни общества. А мы увидим предложения правительства, которые, с одной стороны, будут способствовать минимизации негативных последствий надвигающегося кризиса, а с другой - способствовать реализации векторов развития, поддержке «точек» роста, вывода всей экономики России на принципиальной иной уровень – позволяющий кардинально решать как стратегические, так и социально-экономические задачи. Пока, к сожалению, ничего подобного в проекте бюджета не предлагается. Более того, сам документ вызывает массу вопросов, и прежде всего по основным прогнозным показателям.
Выставляя основные параметры бюджета на 2015 год (доходы - 15,082 трлн. рублей (19,4% ВВП), расходы - 15,513 трлн. рублей (20% ВВП), дефицит - 430 млрд. рублей), правительство взяло за основу в расчетах цены на нефть на уровне 100 долларов за баррель (96 долларов), инфляцию в 5,5%, среднегодовой курс доллара - 37,7 рубля. По его мнению, рост экономики в следующем году должен составить 1,2%.
К сожалению, даже для такого оптимизма нет никаких оснований. Падение российской экономики обрело устойчивый характер - с 5,2% ВВП в третьем квартале 2011 года до 0,8% во втором квартале 2014-го. По итогам 2014 года, как признают сами члены экономического блока правительства, рост составит лишь 0,5% ВВП. И непонятно, что должно придать российской, по-прежнему сырьевой экономике импульс для увеличения в полтора раза в 2015 году и аж в шесть раз - до 3% - за два последующих. Для такого скачка должны быть очень веские основания, которых Кабинет министров не представил.
Одним из таких оснований мог бы стать рост инвестиций. О них в проекте федерального бюджета также сказано. Согласно базовому сценарию социально-экономического развития России на период 2015-2017 годов, на основе которого сверстан бюджет, чистый вывоз капитала в 2015 году не превысит 50 млрд. долл., в 2016-м - 30 млрд., в 2017-м - 20 млрд. долл. Однако пока картина прямо противоположная. По оценкам ВШЭ, чистый отток капитала только в октябре 2014 года превысил 25 млрд. долларов, а с начала года он составил уже 110 млрд. долларов (!). Эти данные превышают официальные прогнозы Минэкономразвития (100 млрд. долларов) и Банка России (90 млрд.).
Правительство пожинает плоды собственной экономической политики: сокращение свободы предпринимательства, новые административные и прочие барьеры, недальновидное вбрасывание в общественное мнение непродуманных и непроработанных инициатив вроде введения налога с продаж или налога на «ремесленников» и повышении прежних. Все это не укрепляет уверенность предпринимателей в стабильности «правил игры», побуждает их искать более «тихие гавани», благо кабинет министров мало что предпринимает и для того, чтобы остановить это бегство капиталов. А ведь это те самые деньги, которые, будь они оставлены в стране, могли бы способствовать открытию новых современных производств, созданию новых рабочих мест, которых, несмотря на низкую официальную безработицу, так не хватает в стране, особенно в сельской местности, создание новых лабораторий, работающих на завтрашний день России. При этом правительство на три грядущих года закладывает в бюджете сокращение расходов на национальную экономику, промышленность и сельское хозяйство - с 15,9 до 13,5%.
Бурные дискуссии вызывает и содержащийся в проекте бюджета прогноз по инфляции, который правительству представляется на уровне не более 5,5% в 2015 году, и еще ниже - 4-4,5% - в 2016-2017 годах. И по инфляции наблюдается та же устойчивая тенденция - только не к падению, а к росту. В 2011 году она составляла 6,1%. 13 ноября Центральный банк, по сути, отказавшись от собственных неоднократно корректируемых прогнозов, объявил о том, что инфляция в России по итогам 2014 года уже достигла 8,6%. Стоит ли говорить, что тот рост цен, который на своих кошельках ощущают граждане России, гораздо выше и этих, далеко не низких процентов.
Оторвался от официальных прогнозов и курс рубля по отношению к доллару. Он уже не 37,7, как заложило в бюджет правительство, а более 47 рублей за доллар. И это еще больше разгонит спираль инфляции, тем более что Центральный банк на днях принял решение отпустить рубль в «свободное плавание». Отечественный производитель не в силах в одночасье снивелировать копившуюся годами зависимость российского рынка от импортных продуктов, товаров, лекарств. Значит, вслед за курсом продолжат взлет и ценники на импорт. Так что даже если правительство исполнит «социальный бюджет» и будет выплачивать бюджетникам обещанные зарплаты и пособия, их «вес» окажется далеко не таким, на который рассчитывали граждане.
Если к этому прибавить расходы россиян на постоянно растущие услуги ЖКХ, на бесконечно реформируемые «медицинские и образовательные услуги», то ситуация будет вызывать еще большую тревогу.
Похоже, придется отказаться и от эффективного решения задач по развитию человеческого потенциала, укреплению здоровья нации, подготовке нового поколения профессионалов. На ближайшие три года российское правительство предлагает потуже затянуть пояса и в период 2014-2017 годов снизить долю расходов на образование - с 4,6 до 3,9%, на здравоохранение - с 3,4 до 2,4%, на физкультуру и спорт - с 0,6 до 0,5%, на ЖКХ - с 0,9% до 0,2%, на культуру - с 0,7 до 0,5%. Как в этой ситуации чиновники на местах будут обеспечивать дальнейшее исполнение «майских указов» президента страны, остается только гадать.
Нет смысла отрицать необходимость увеличения расходов на национальную оборону и безопасность, предусмотренных в бюджете. Сегодняшнее отношение к России стран Запада, уже ничем не прикрытое стремление НАТО выйти к границам России в этом смысле не оставляет нам выбора. Но во всем другом выбор есть, и он должен быть реализован. «ПАТРИОТЫ РОССИИ» говорили об этом неоднократно. Нужно кардинальное изменение экономической политики государства, которая сегодня в наименьшей мере отвечает и интересам страны, и интересам нашего народа. Необходим жесткий (и публичный) анализ того, кому и зачем выделяются деньги из федерального бюджета и главное – контроль за тем, как они расходуются. Нужен целый ряд мер, направленных на ослабление налоговой нагрузки на бизнес и прекращение практики поборов с граждан. Кроме того, секвестируемый бюджет, если уж его предлагают всей стране, должны почувствовать на себе и чиновники. Сейчас самое время быть всем в одной лодке.
Надежда Корнеева, заместитель председателя партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,
член Центрального политического Совета, член Центрального штаба Общероссийского общественного движения «Народный фронт – за Россию»
17 ноября 2014