В канун Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации министр МВД Владимир Колокольцев, выступая в Совете Федерации, сделал довольно неожиданное для чиновников высшего ранга заявление о том, что реформа МВД не оправдала ожиданий общества, а результаты, на которые надеялись граждане, не достигнуты. Вряд ли проведенными преобразованиями довольна власть и сами «реформируемые».
В сухом остатке «реформы» – переименование милиции в полицию, на которое была потрачена уйма денег.
Впрочем, определенные положительные тенденции все-таки есть. Отчетные данные, представленные министром сенаторам, говорят об уменьшении вдвое за три года числа терактов в стране, о сокращении на 7,5% количества тяжких преступлений, раскрытии 50 тысяч преступлений прошлых лет и установлении виновных.
К этому нужно добавить, что мы знаем тысячи абсолютно честных и преданных своему делу полицейских, участковых, сотрудников ГИБДД, представителей других силовых ведомств, которые не жалеют ни сил, ни здоровья, а иногда и самой своей жизни ради того, чтобы на улицах наших городов и сел было безопасно. И в эти дни мы от всей души поздравляем их с профессиональным праздником и желаем здоровья, успехов и удачи.
К сожалению, не решена основная задача – превратить систему правоохранительных органов из инструмента подавления недовольства народа и защиты интересов чиновников и бизнесменов в надежный щит для защиты прав и интересов всех граждан, создать систему безопасности, позволяющую россиянам не беспокоиться за свою жизнь и жизнь своих близких.
Выступая 30 октября 2013 года в Совете Федерации, Владимир Колокольцев, отметил, что уровень уличной преступности в стране не снизился. А это значит, что по-прежнему вас могут ограбить, избить, изнасиловать, и вовсе не факт, что полицейский успеет придти на помощь, а потом и задержать преступника. Недоверием к «человеку в форме» обусловлено, что граждане не спешат сообщать о готовящихся преступлениях в отделы полиции, не идут в свидетели по тому или иному делу. Общий уровень защиты граждан в стране остается крайне низким.
И причина этому не только рост националистических настроений, которому способствуют активные миграционные процессы, когда любое преступление, любой конфликт на бытовой почве, по словам Колокольцева, может спровоцировать как мирные протестные акции, так и массовые драки. Дело в том, что полиция после проведенной «реформы», все еще не может считаться ни народной, ни профессиональной, ни честной в той мере, в какой этого бы хотело общество.
Кто-то скажет, что полиция такова, каковы мы сами. Подобное заявление справедливо лишь отчасти. Сегодня доля опытных сотрудников со стажем работы в полиции от 3 до 10 лет увеличилась до 41,5%, до 71,5% возросло число имеющих высшее образование, стал более качественным отбор молодежи, а требования к новичкам – более высокими. Отрадно, что сегодня набор в ряды полиции идет по конкурсу.
Но все это по-прежнему не будет работать, если не требовать от личного состава безусловного исполнения законов и сохранения действительной, а не мнимой «чистоты» мундира. Взятки, использование служебного положения в личных целях, применение не правовых способов получения доказательств, давление на подозреваемых, свидетелей и потерпевших – все это должно безвозвратно уйти в прошлое. И в этой связи очень важно, что в прошлом году 1,7 тысячи полицейских руководителей были уволены за проступки подчиненных.
Кстати, здесь с большим энтузиазмом могли бы проявить себя наши законодатели. Почему едва ли не после каждого ДТП с участием нетрезвых водителей они в срочном порядке начинают рассматривать поправки в законодательство, ужесточающие ответственность по соответствующим статьям, однако практически безмолвны в отношении стражей правопорядка, совершивших серьезные проступки. А ведь очевидно, что если преступление совершил «человек в форме», за это должно следовать более строгое наказание.
Огромные права, которые сегодня получили сотрудники полиции, накладывают на них чрезвычайно высокую ответственность. Безусловно, любое посягательство на жизнь и здоровье полицейского должно караться по всей строгости закона. Но подобные меры будут находить понимание и поддержку у граждан только в том случае, если стражи порядка начнут беззаветно служить именно обществу, а не собственному кошельку или только власти.
Сегодня ситуация усугубляется тем, что полиции приходится заниматься правонарушениями в сферах, которые еще недавно не находились на острие общественного внимания, например, незаконной миграцией или борьбой с деятельностью экстремистских групп на улицах наших городов и поселков, в глобальной сети.
Безусловно, необходимо, как считает министр внутренних дел, вводить новые составы преступлений в Уголовный кодекс и ответственность, например, за финансирование деятельности экстремистских организаций, но только этим проблемы не решить. Положительный результат возможен, если эффективная и безупречная работа органов правопорядка будет сопряжена с реализацией курса на изменение социально-экономической ситуации в стране, претворение в жизнь программ по развитию промышленного производства, созданию новых рабочих мест, повышению уровня благосостояния людей, словом, всем тем, что улучшает атмосферу в стране, делает ее менее напряженной, лишает социальных, межэтнических и прочих конфликтов.
Сейчас на общественное обсуждение выставлен проект государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Очень важно, чтобы все предложения, которые поступят в адрес ее авторов, были проанализированы и максимально учтены. Очень бы хотелось, чтобы инициативы, которые высказывает значительное число граждан, действительно доходили до конечного варианта документа, а не отправлялись в корзину, как это было с предложением не менять «милицию» на «полицию».
Геннадий Семигин,
председатель политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
8 ноября 2013 года