В Центральной избирательной комиссии в режиме видеоконференции прошло заседание, на котором обсудили практику взаимодействия избиркомов с политическими партиями по реализации их права на участие в выборах.
Речь шла о предстоящем 8 сентября 2013 года едином дне голосования. И, надо сказать, регионы активно корректируют свои областные законы о выборах законодательных собраний. Большая часть субъектов (кроме Ярославской области, где закон о выборах областной Думы планируют принять 30 апреля этого года) привела законодательные акты в соответствие с изменениями федерального законодательства. Актуальные редакции законов размещены на сайтах 14 избиркомов, и все желающие могут с ними ознакомиться.
Исключение, по сути, составила только избирательная комиссия Республики Калмыкия. Видимо, ее избирком и лично председатель комиссии А.Н. Дикалов не считают нужным знакомить общественность с новой редакцией закона «О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия». На сайте калмыцкого избиркома последние изменения в раздел «нормативная база» вносились аж в октябре 2007 года.
В этой связи непонятно, почему информацию о корпоративах, которые проводит избирком Калмыкии, с фотографиями прочесть и увидеть можно, а закон о выборах депутатов – нет. Почему с тостами и здравицами в честь дня рождения председателя избиркома ознакомиться можно (здоровья и успехов Александру Николаевичу!), а с документами, представляющими интерес для партий и выдвигаемых ими кандидатов, нет.
Если к этому прибавить противоестественный разгон всех участковых комиссий в Элисте и более чем странное формирование их новых составов, то можно задаться вполне справедливым вопросом: калмыцкий избирком и лично председатель комиссии А.Н. Дикалов собираются проводить выборы в парламент республики? Ведь до начала избирательной кампании осталось 37 дней, включая 14 праздничных, а подготовительной работы Калмыцкого избиркома к выборам мы пока, к большому сожалению, не видим.
Изучение избирательных законов субъектов федерации показало, что в целом они довольно качественные, видно, что над ними серьезно работали. Вместе с тем, в законах Иркутской и Ростовской областей обнаруживается целый ряд нюансов и противоречий.
В частности, закон о выборах депутатов Законодательного собрания Ростовской области содержит две противоречивые нормы. Первая - в статье 19, пункте 7. Здесь говорится о том, что выдвижение кандидатов и списков кандидатов может начинаться не ранее чем за 73 дня до дня голосования, а статья 22, пункте 6.1 записано, что решение о выдвижении кандидатов может происходить не ранее чем через 10 и не позднее чем через 30 дней со дня опубликования решения о назначении выборов. Обе правовые нормы утверждены в этом году – 13 марта, и их одновременное применение сокращает на 2-16 дней сроки выдвижения партиями кандидатов в депутаты.
Что касается закона Иркутской области о выборах депутатов Законодательного собрания, то в нем одна из норм противоречит решению Конституционного суда России. О чем идет речь? В законе Иркутской области написано, что политические партии при формировании списка обязаны сформировать 22 территориальные группы. И если из списка выбывает одна региональная группа, тогда весь список (минимум 67 человек) снимается с выборов.
Еще в 2008-м году данная норма аналогичного закона Вологодской области была признана КС незаконной. Решение принято именем Российской Федерации, оно окончательное, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после оглашения и не требует подтверждения другими должностными лицами. Непонятно почему законодатели Иркутской области повторили эту ошибку и проигнорировали решение КС?
Ситуация в Иркутской области развивается достаточно серьезно. Шесть партий написали обращения председателю Законодательного собрания Иркутской области, губернатору, прокурору. Сама избирательная комиссия обратилась к заксобранию с просьбой пересмотреть эти нормы. Сегодня депутаты собирались на заседание, но никаких поправок не внесли.
На заседании ЦИК я предложил следующий алгоритм работы.
ЦИК РФ, ее правовое управление должны проанализировать названные нормы и положения ростовского и иркутского законов о выборах, и если они сочтут, что прав представитель «ПАТРИОТОВ РОССИИ», то пишут соответствующее обращение в законодательные органы этих областей с предложением исправить законы, противоречащие решениям Конституционного суда России.
В случае если призыв Центризбиркома России услышан не будет, предлагаю, как это у нас, к сожалению, уже было, чтобы ЦИК РФ принял решение и рекомендовал соответствующим избиркомам не применять эти нормы.
И последнее, мне кажется, что региональные избирательные комиссии должны прислушаться к позиции Центризбиркома России формировать группы контроля за использованием системы ГАС «Выборы» после завершения регистрации списков кандидатов, включая в них членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса от всех политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов на соответствующих выборах.
Считаю, что все решения и постановления ЦИК РФ должны исполняться неукоснительно. Пока же существуют противоположные примеры. ТИКи Северной Осетии -Алании, например, умудрились нарушить пункт 8.7. Постановления ЦИК России от 5 декабря 2012 года и не включить 109 представителей парламентской на территории республики партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в состав УИКов. Сейчас жалобы на эти решения находятся на рассмотрении избиркома республики. В случае отрицательного ответа мы будем обращаться в ЦИК РФ.
председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,