«Марш миллионов» совершенно не оправдал своего названия.

Учитывая, что по всей стране в нем приняло участие не больше 18 тысяч человек, из них 14 тысяч собрались в Москве, можно уверенно сказать, что «белоленточная оппозиция» перестала интересовать граждан России. Импульс, заданный протестному движению декабрьскими выборами в Госдуму, затих.

 

По мнению политологов, это вполне закономерно. Старые идеи о том, что нам нужны честные выборы, себя изжили.  Рядовые граждане, как и избранники народа, о выборах помнят раз в 4 года. Все остальное время у них есть проблемы поважнее. Навальный, Удальцов и компания понадеялись, что смогут продержаться на старых дрожжах, и продолжат пугать власть собраниями на Болотной, проводя митинги ради митингов. Но одними зрелищами народ долго удерживать невозможно, необходимы результаты.

В провинции это поняли лучше, чем в Москве. Например, в Кемеровской области митинг получил официальное разрешение  Междуреченске. Там собралось порядка 20 человек, которые обсуждали больше проблемы окрестных территорий и демографического спада, чем нечестность выборов.  При этом изначально организаторы акции искренне надеялись, что участвовать в ней будут многие сотни кузбассоцев, которые, якобы, должны приехать из разных городов, слиться в едином идейном порыве и выказать Путину свое презрение. Ожидалось, что поддержку протестующим окажут и шахтеры, которые в 90-е годы показали, что протестами можно добиться справедливости.  Однако горняки остались к протесту глухи, как и другие жители области.

Среди собравшихся в Междуреченске были коммунисты,  ЛДПР-овцы  и просто любопытствующие. На митинг это походило мало, на акцию протеста тем более. Просто собрались люди, которые хотели поговорить о жизни, создать иллюзию публичности и большого внимания со стороны общества. Правда, иллюзии оказались утрачены. Учитывая легитимность собрания и отсутствие хот какого-то противостояния с правоохранительными органами, междуреченское сборище никого не заинтересовали.

Пролиберальные СМИ куда больше волнуют драки с ОМОНом, незаконные задержания и прочие кровопролитие. Но в этот раз все было спокойно. Да, задержанные были, но все они отпущены. Некоторые, говорят, даже уходить не хотели. Требовали по отношению к себе ментовского произвола, устраивали аналоги панк-молебна и всячески нарывались на пару-тройку ударов резиновой дубинкой, скаля белые зубы и насвистывая похабные частушки. Но полицейские, оправдывая свой новый, якобы улучшающийся имидж, изо всех сил держали себя в руках и старались не реагировать на раздражителей.

Вообще, можно сказать, что свое название «Марш миллионов» оправдал только при рассмотрении его под углом финансирования.  Миллионы долларов были потрачены на то, чтобы активизировать в России протестное движение и сделать его вдохновителей людьми, известными не только активным Интернет-пользователям. В этом плане организаторы акций своего добились. О том, что Навальный – это фамилия, а не странное прозвище, теперь знает, по данным ВЦИОМ, порядка 35% населения России. О Сергее Удальцове наслышаны чуть меньше. Итогом же этого объемного финансового проекта стало падение интереса к протестному движению и очередное разочарование народа. Граждане снова убедились в неспособности оппозиции к реальным делам. За громкими лозунгами скрывается полнейшая пустота и отсутствие желания что-либо делать. Кроме того, многих стала раздражать любовь «белоленточников» к ярлыкам: либо ты с нами, либо ты овощ (зомбированное быдло и т.д.).

Некоторые деятели протестного движения продолжают жить в мечтах и утверждать, что народное терпение вот-вот кончится. Так и произойдет, но только терпеть россияне устанут никчемную оппозицию, которая ставит во главу угла только свои личные интересы и совершенно не интересуется будущим страны.