Эсеры предлагают ввести в Уголовный кодекс РФ статью «за покушение на нравственность»
Злоупотребление практикой введения уголовного наказания противоречит процессу гуманизации законодательства в России и не является панацеей от выходок, подобных скандальным акциям «Pussy Riot». Об этом в пятницу, 20 июля заявил ER.RU первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов,комментируя инициативу «Справедливой России» ввести уголовное наказание «за покушение на нравственность».
Поводом послужила акция «Pussy Riot» с мороженной курицей в супермаркете Санкт-Петербурга, видео-ролик который был выложен в Интернете.
«Нельзя злоупотреблять самой практикой введения уголовной ответственности, — считает Бурматов. — Можно ввести ее за что угодно, у парламентариев есть право вносить поправки в Уголовный кодекс, но это очень тонкая материя и она связана не с наказанием за конкретное правонарушение».
По мнению депутата, ролик с курицей, созданный участницами скандальной панк-группы, очень показателен. «Напомню, как наше интеллектуальное и творческое сообщество кинулось их (группу «Pussy Riot» — ред.) оправдывать и говорить, что, мол, вполне приличных культурных девушек судят всего лишь за песню. Мне всегда хочется спросить, а помнят ли эти люди, какой эти «культурные девушки, которые всего лишь песню спели», изобрели способ приготовления курицы на глазах посетителей супермаркета, среди которых, кстати, были дети?», — сказал первый зампред думского комитета.
«Те барышни, которые устроили непотребство в Храме Христа Спасителя – довольно прожженные товарищи, которые до этого отличались акциями, подобными той, что была в супермаркете Петербурга, и не нужно их «выгораживать», — добавил он.
Как отметил Бурматов, видео-ролик, о котором упоминают депутаты от «Справедливой России» «действительно важен, но в немного другом аспекте».
«Что касается юридических аспектов – я все-таки выступил бы за то, чтобы мы не отходили от процесса гуманизации законодательства, — подчеркнул парламентарий. — Это подразумевает, в том числе, замену уголовных наказаний там, где это можно сделать штрафами, общественными работами».
Депутат убежден, что уголовное наказание — само по себе не панацея от акций, подобных тем, что организуют «Pussy Riot». «Более того, надо четко разбирать, где это является необходимой превентивной мерой. То есть, уголовное наказание не как мера, которая будет применена, а как мера, которая останавливает человека от совершения того или иного поступка», — заметил первый зампред думского комитета.
Он подчеркнул, что необходима четкая конкретизация того, в какой случае наступает уголовная ответственность. «То есть, человек должен понимать, что если сделает это или это, то сядет в тюрьму», — сказал Бурматов.
«В инициативе эсеров я вижу отсутствие двух рациональных зерен, которые делают ее не вполне осмысленной», — отметил парламентарий.
Во-первых, по его словам, введение подобной поправки в Уголовный кодекс станет шагом в сторону от идущего процесса гуманизации законодательства. В этой связи Бурматов напомнил принятый Госдумой закон о митингах, согласно которому в Кодексе об административных нарушениях административный арест на 15 суток был заменен на штрафы и общественные работы.
Во-вторых, та формулировка, которую сейчас предлагают депутаты от «Справедливой России» («за покушение на нравственность и грубое нарушение правил общежития, за действия посягающее на честь и достоинство граждан, нравственные устои общества» — прим. ред.) «крайне расплывчата», считает парламентарий.
«А расплывчатые формулировки не могут быть эффективной превентивной мерой. А значит, нет останавливающего эффекта», — сказал Бурматов. Он также привел в пример принятый Госдумой закон об усилении ответственности за клевету. «В нормах, которые были изменены в плане усиления ответственности за клеветнические высказывания, все четко указано. Человеку понятно, за что его могут наказать», — сказал первый зампред думского комитета.
«Также возникает вопрос, как квалифицировать тогда выходки самых «справедливороссов». Например, когда в Волгограде Олег Михеев в Волгограде приходит на свадьбу в форме военачальника СС, является ли это нарушением? Попадает ли это в заданную формулировку о «покушении на нравственность»?», — заметил парламентарий.
«Я бы призвал эсеров взвешивать свои инициативы с точки зрения формулировок», — заключил Бурматов.