Эксперты не верят в реформаторский потенциал нового кардинально
обновленного кабинета министров.
Вчера в России появилось правительство — президент Владимир Путин подписал указы о его структуре и персональном составе.
Путин и Медведев обещали, что правительство существенно обновится, так и случилось — из 21 министра 15 новичков: министр экономического развития Андрей Белоусов, транспорта — Максим Соколов, энергетики — Александр Новак (подробнее о новых министрах см. стр.05). Среди семи зампредов правительства новых только два. Как и предсказывали «Ведомости», Аркадий Дворкович будет курировать реальный сектор, в том числе топливно-энергетический комплекс и транспорт, а Ольга Голодец — социальные вопросы.
Среди существенных структурных изменений — разделение министерства здравоохранения и социального развития, воссоздание Росстроя, создание Министерства развития Дальнего Востока. Месяц назад чиновники обсуждали создание для этой цели специальной госкомпании с неограниченными полномочиями и серьезным финансированием. «Не нужна система, подменяющая министерства и ведомства, а нужна система, побуждающая эти министерства и ведомства выполнять свои функции по отношению к Дальнему Востоку», — объяснял неделю назад в интервью «Ведомостям» первый вице-премьер Игорь Шувалов. Госкомпанию хотели создать специально под Сергея Шойгу, но он возглавил Московскую область, а найти похожего на него по опыту и влиянию человека не удалось, объясняет появление министерства федеральный чиновник. Министерство возглавит полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев.
Новое правительство получилось менее лоббистским, чем прежнее, отмечает сотрудник аппарата правительства: «Если Сечин всегда ассоциировался с топливно-энергетическим комплексом, то о Дворковиче этого не скажешь. Та же ситуация с назначением министра энергетики Александра Новака вместо Сергея Шматко». После ухода Зубкова не будет в правительстве и зампреда по сельскому хозяйству, подчеркивает он.
Именно лоббисты, по словам самого Медведева, мешают принять масштабную программу приватизации, выполнив которую государство сможет к 2017 г. полностью выйти из капитала ВТБ, «Роснефти», «Русгидро» и др. «Решения принимаются, а потом на уровень руководства страны устремляется поток лоббистов», — жаловался в апреле тогда еще президент России.
Сечин всегда был против приватизации, в том числе компаний ТЭКа, а Дворкович, напротив, призывал ее ускорить — его и назначали с прицелом на приватизацию энергетических активов, уверен сотрудник аппарата правительства. Не факт, что теперь «продавить» приватизацию Медведеву будет легче, считает высокопоставленный федеральный чиновник: «Новое место работы Сечина пока не ясно, но вряд ли он утратит свое влияние и по-прежнему будет ходить к Путину».
Тем не менее вчера Шувалов пообещал, что ускоренный график приватизации будет готов в течение 10 дней.
Ключевой вопрос — подготовка пенсионной реформы — переходит к новому Министерству труда и социального развития. К 1 октября министерство подготовит соответствующий доклад, сообщил министр Максим Топилин, высказавшись против повышения пенсионного возраста. Голодец никогда не занималась пенсионной системой и четкого представления у нее о пенсионной реформе нет, говорит директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева: ей понадобится время, чтобы разобраться. Механизм принятия решений вряд ли изменится, а вот эффективность их проведения через согласующие инстанции снизится, предвидит один из федеральных чиновников, к тому же бывший вице-премьер Александр Жуков и Голикова понимали друг друга с полуслова.
Минтруд унаследует точку зрения Минздравсоцразвития, думает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, но решение будут принимать президент и премьер. Бывший министр Татьяна Голикова станет помощницей президента по социальным вопросам, рассказали «Ведомостям» федеральные чиновники. В этом случае именно Голикова будет отвечать за пенсионную реформу, уверена Малева, а саму реформу ждет второй раунд дискуссий — между Минфином с Минэкономразвития, с одной стороны, и Минтрудом, который продолжит отстаивать прежнюю идеологию прежнего министерства.
Белоусову как государственнику идея повышения пенсионного возраста может не нравиться, но как макроэкономист он понимает, насколько сильно нереформированная пенсионка давит на экономику, рассуждает Малева.
Новое правительство скорее сконцентрируется на бюджетной стабильности, чем на реформах, указывает в аналитической записке главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: Шувалов, министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Белоусов будут придерживаться жесткой бюджетной дисциплины и полагаться на крупных игроков. Рынки будут приветствовать назначение Дворковича, полагает она: он держится принципов рыночной экономики и пользуется доверием инвесторов.
Назначение Дворковича и Голодец на посты вице-премьеров говорит о том, что в новом правительстве усилилось крыло реформаторов, считает экономист HSBC Александр Морозов, хотя усиление пока выглядит лишь формальным: центр принятия решений, скорее всего, будет в значительной степени находиться в Кремле, поэтому преждевременно называть новый кабинет реформаторским. «Интересно, как будет формироваться бюджет на ближайшие три года», — замечает Морозов. После формирования бюджетной позиции станет понятно, «кто есть кто» и какое направление станет определяющим, заключает он.
Нужно обеспечить опережающий рост, улучшить бизнес-климат, а это задача, решение которой зависит сейчас не от правительства, а от президента, полагает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: «Развитие экономики напрямую связано с тем, будет ли перестроена судебная система, изменится ли лицо и поведение силовых ведомств, будет ли в России ощущение свободы. Экономике тоже нужно дышать». Путин будет главным действующим лицом, уверен Кузьминов.