Нет, не бросает Жириновский вызов власти. Он ее лишь журит. Судите сами. «1991—2011 годы, — говорится в предвыборной программе ЛДПР, — стали периодом экономических ошибок, главная причина которых — бездумное подчинение российского бизнеса тем экономическим схемам, которые навязаны нам США. В первую очередь — ошибочному и вредному постулату об абсолютной свободе рынка, о недопустимости вмешательства в сферу экономики».
Итак, всего лишь ошиблись проведя повальную приватизацию и тем самым разрушив мощную советскую экономику, бросив многие миллионы людей на произвол судьбы в условиях рыночной анархии и хаоса — выживай кто как может. Всего лишь ошиблись, доведя дело до обвала ВВП страны более чем на 50%. Видные буржуазные экономисты, в их числе лауреат Нобелевской премии Стиглиц, кстати, американец, называют преступлением социально-экономические реформы российской власти. Жириновский так не считает: ошибки — да, но не преступление.
На первый взгляд может показаться: Жириновский — гроза олигархов. Ведь записано же в программе его партии: «Монополии, допустившие рост тарифов сверх установленных государством пределов, должны быть национализированы». Конкретно, жестко, внятно. Но далее следуют меры, весьма заботливые в отношении монополистов, то есть олигархов.
Читаем: «Принять закон о предельном росте тарифов монополий до 5% в год … Сформировать «список последнего предупреждения» — перечень тех недобросовестных монополистов, которые оказались не в состоянии эффективно вести свой бизнес. Установить крайний срок для снижения тарифов». Оказывается, с пятипроцентным ростом тарифов можно погодить. Можно поднимать планку тарифного роста выше и выше, пока не попадешь в «список последнего предупреждения». А при нынешнем-то взаимопонимании олигархов и зависимого от них чиновничества можно и вообще избежать попадания в этот список. Да и какое предупреждение будет последним: не первое же и не второе?
Везде и всюду Владимир Вольфович представляет себя первосвященником в решении русского вопроса. Действует Жириновский как обыкновенный политический спекулянт, выставляя себя единственным защитником и единственным спасителем великого народа. Все его, Жириновского, невероятно экспрессивные речи о русском достоинстве можно свести к незамысловатому утверждению: «Вся история была против русских. Лишь я один это понял. Лишь я один, русский из русских, могу постоять за них».
Жириновский лжёт, когда утверждает: ЛДПР — единственная партия, идущая на думские выборы с русским вопросом. У Жириновского (в скрытом виде) заявлен буржуазный путь решения русского вопроса. У него он полностью подчинен логике буржуазного национализма, что выдается за патриотизм: всё для русских, ничего против русских! Да, это может найти отклик у известной части молодежи, обостренно реагирующей на разнузданную русофобию в сегодняшней России. На что и расчет Жириновского: схватиться за оскорбленное чувство национальной гордости, дабы направить его в русло национальной ограниченности.
В современной России тлеет угроза местного сепаратизма и национализма — угроза распада. Жириновский многократно усиливает эту угрозу, пропагандируя идею территориально-административного устройства страны («убрать национальные названия регионов»). Волевым решением сверху — быть губерниям! — не приведешь к покорности национальное самосознание татар, башкир, чувашей, иных народов многонациональной страны. Не обуздаешь национализм, который это самосознание отравляет. Поступить по Жириновскому — значит сделать русский народ виновником межнациональной войны, которая непременно начнется. В первую очередь начнется она против русских. Для этого и разыгрывается русская карта Владимиром Вольфовичем. Его лозунг «Мы за русских!» обернется против русских.
Русским вопросом, в своем его толковании, Жириновский прикрывает господство частной собственности — главную причину раскола русских на богатых и бедных, превращения великого народа в разделенный народ (25 млн. русских — изгои в ближнем зарубежье). На словах — он за справедливое решение русского вопроса, на деле — прогибается перед капиталом. Быть охранителем капитала и призывать к социальной справедливости для русского большинства в России — две вещи несовместимые.
Многие покупаются на правильные (да!) требования лицедеев. Ну кто будет против восстановления мощного государственного сектора экономики, приоритетного развития военно-промышленного комплекса, создания налоговых барьеров против использования офшорных компаний с целью вывоза капитала из России, запрета иностранцам скупать земли, отмены подоходного налога с заработка до 10 тысяч рублей в месяц и т.д., и т.п.? Жириновский обладает тонким социальным чутьем (что есть, то есть): левеет общественное настроение — левеют и обещания его партии. Увы, далеко не всякий русский человек распознает в пожизненном лидере ЛДПР охранника олигархического буржуазного строя, при котором все самые леворадикальные требования невыполнимы, превращаются в блеф.
Как опытный лицедей, Владимир Вольфович блефует вдохновенно. Сам Станиславский, глядя на него, сказал бы: верю! И верят ему еще люди, загнанные в социальный тупик. Верят от отчаяния. Однако мерзостная российская действительность просвещает всё большее число живущих на зарплату, пенсию и пособие. Общество с трудом, пока еще медленно, но неуклонно выходит из интеллектуального кризиса. Как только этот кризис быстрее пойдет на убыль, наступит конец политическому актёру. Рано или поздно это произойдет с неизбежностью.