По словам Надеждина, в ближайшие дни может быть объявлено о преобразованиях в партии.
Переговоры завершены: от Шувалова, которому предложили возглавить партию, получено принципиальное согласие, говорят партиец, федеральный чиновник и единоросс. Сначала в качестве основного претендента на этот пост рассматривали Кудрина, рассказывал «Ведомостям» чиновник Кремля, но на прошлой неделе близкий к нему человек сказал, что будет не Кудрин, а другой высокопоставленный чиновник. Дворкович заявил, что ему предложения возглавить «Правое дело» не поступало.
Знакомый Шувалова подтверждает, что его переход в «Правое дело» обсуждается, но решение еще окончательно не принято. Представитель секретариата Шувалова отказался комментировать эту тему. «Это было бы большим благом не только для партии, но и для страны», — ответил Надеждин на вопрос о своем отношении к кандидатуре Шувалова.
Власть планирует к выборам в Госдуму создать из «Правого дела» партию — партнера «Единой России», объясняет федеральный чиновник. Поддержка партии власти сильно просела — на мартовских выборах она не набрала 50% в 7 регионах из 12, но этот электорат не перешел и к оппозиции. «Правое дело» должно поглотить этот лояльный к власти, но не желающий голосовать за единороссов электорат, а также привлечь россиян, симпатизирующих либеральным идеям, заключает он.
В интервью «Ведомостям» Шувалов говорил, что не считает себя ни либералом, ни консерватором. Он готов отстаивать максимальные экономические свободы, минимальное налоговое бремя и защиту собственности, но все это должно существовать вместе с жесткой ответственностью за неисполнение законодательства.
Вопрос обновления лиц не только в политике, но и в руководстве страны стоит на повестке дня, говорит высокопоставленный единоросс, при таком ярком лидере, как Шувалов, «Правое дело» может рассчитывать на прохождение в Госдуму полноценной фракцией (7% — 37 мандатов), а сам первый зампред правительства — на кресло лидера фракции и вице-спикера. Но скоро превратить Шувалова в официального лидера партии не удастся, предупреждает он.
Устав «Правого дела» позволяет избрать его без созыва съезда только в высший совет партии. Сейчас руководителя у высшего совета нет, в него входят девять человек, в том числе гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс (основатель СПС, на базе которого возникло «Правое дело»), вице-президент РСПП Игорь Юргенс и основатель компании «Вимм-билль-данн» Давид Якобашвили. Чубайс вряд ли в эту конструкцию будет вмешиваться, ко всем трем кандидатам он относится к большим пиететом, считает его знакомый.
Чиновник администрации президента не подтвердил, но и не опроверг такой возможности.
Предполагается, что лидером партии Шувалов станет на предвыборном съезде, до этого момента должна быть проведена реформа управляющей структуры партии, которая себя не оправдала, говорит партиец.
Члены политсовета попросили сопредседателя партии Леонида Гозмана ввести в курс переговоров, на что тот заявил, что он в переговорах участвует, но ничего никому не скажет, сказал Смирнов: «Мы же надеемся, что придет сильный лидер, который либо объединит все три фракции партий-основательниц — СПС, ДПР и "Гражданской силы”, — либо ликвидирует их: мы всегда выступали за более жесткую структуру управления».
«Я сказал на политсовете, что слухи, которые ходят в прессе по поводу кандидатур, не совсем беспочвенны», — говорит Гозман. Но дело не только в приходе нового лидера, считает Гозман: партия должна быть серьезно преобразована, все это должно произойти до середины августа, когда выйдет указ о назначении выборов, т. е. решать судьбу партии надо сейчас — или никогда.