Но дело в том, что именно с этого ручейка и началась история нового русского бизнеса. Как у бородатого Маркса - разберитесь с историей первоначального накопления капитала и вам станет понятнее сегодняшнее общество лощеных - говорливых политиков и финансовых магнатов.
Мартиролог жертв
26 августа 1991 года с балкона своей квартиры выбрасывается управляющий делами ЦК КПСС Николай Кручина. Николай Ефимович оставил посмертную записку «Я не заговорщик, но я трус. Сообщите, пожалуйста, об этом советскому народу.» На кресле у рабочего стола он оставил так же толстую папку с документами, содержащими подробную информацию о нелегальной коммерческой деятельности КПСС за последние годы.
6 октября из окна своей квартиры падает предшественник Кручины на посту начальника УД ЦК КПСС 81-летний Георгий Павлов. Ничем кроме самоубийства следствие этот шаг из окна объяснить не cмогло.
17 октября с балкона 12-этажного дома по ул. Лизы Чайкиной «уходит» бывший завсектором США международного отдела ЦК КПСС Дмитрий Лисоволик. Никаких документов и посмертных записок при осмотре квартиры покойного найдено не было. Но смерти Лисоволика предшествовало изъятие следователями на Старой площади двух «бесхозных» миллионов долларов, предназначавшимися, как выяснилось, для лидера американских коммунистов Гэса Холла.
Зимой 1992 года в подъезде своего дома четырьмя выстрелами из «Нагана» убивают председателя Профбанка Александра Петрова. Банк был создан на деньги КПСС.
8 ноября 1994 г был убит бывший сотрудник разведки, известный фотограф из журнала «Советский Союз» Юрий Королев. Перед смерью его пытали.
22 декабря 1996 г. в пригороде Минска Самохваловичи найден труп Леонида Кучерука, бывшего полковника КГБ, ставшего довольно успешным бизнесменом. Леонид Георгиевич работал в Мексике под крышей журнала «Советский Союз» и был хорошо знаком с Королевым. Помимо этого Леонид Кучерук в свое время отвечал за одну из цепочек по передаче денег французской компартии. Перед смертью его пытали.
25 февраля 1997 г. со следами пыток на теле найден в гараже на Новолесной улице сослуживец Королева и Кучерука, бывший сотрудник КГБ Вадим Осипович Бирюков- заместитель гендиректора журнала «Деловые люди».
«Трупный след золота партии» - так прокомментировала эту цепочку убийств с пытками газета «МК». Тайной каких счетов обладали эти люди? Кому они были обязаны своим внезапным обогащением в начале 90-х? И кто предъявил им свой кровавый счет?
Фабрика по производству олигархов?
История удачливого предпринимателя Хотимского, выигравшего однажды «в рулетку» на Старой площади, разумеется, слишком частная, но показательная. Его бизнес-карьера как на ладони. В отличие от монстров российского капитала вроде Гусинского, Смоленского, Ходорковского, Потанина… Но с другой стороны, по данным следствия Управление делами ЦК КПСС успело создать до августовского путча более 100 партийных фирм и коммерческих банков и раздать им в виде стартового капитала 3 миллиарда полновесных советских рублей - в пересчете на валюту получается более 2.5 млрд. долларов. (Для справки - совокупный «вес» всех наших крупнейших российских банков не превышает на сегодня 2 млрд. долларов.) Под какие обязательства получали эти «хотимские» такие деньги? Помните текст расписки: «Обязуюсь хранить и бережно использовать в интересах партии доверенные мне финансовые и материальные средства, возврат которых гарантирую по первому же ее требованию.» Разумеется, не все так просто, но посмотрите с этой точки зрения на неожиданные взлеты в карьерах наших олигархов:
Владимир Гусинский, ныне опальный, в 1986 г. проходил по уголовному делу о мошенничестве N50464. Взял у знакомого адвоката 8 тысяч рублей за автомобиль, а машину не отдал. Работал театральным режиссером в Туле, подрабатывал частным извозом, организовал кооператив по производству женской бижутерии и металлических гаражей. Но в 1989 году вдруг становится президентом Мост-банка, который практически сразу вошел в десятку крупнейших банков страны. Вместе с Филиппом Бобковым в Мост-банк перекочевало более сотни офицеров КГБ.
Владимир Потанин. До 1990 года - старший инженер Всесоюзного внешнеторгового объединения «Союзпромэкспорт» и одновременно профсоюзный и комсомольский активист. В 1990 году при поддержке замминистра внешней торговли создает Внешнеэкономическую ассоциацию ” «Интеррос», зародыш будущего ОНЭКСИМбанка, в который со временем перекочевали все основные активы Внешэкономбанка СССР.
Александр Смоленский - до сих пор болезненно и резко реагирует на вопросы журналистов о происхождении своего стартового капитала. Старший мастер в типографии, пойманный в 1980 году на печатании левых тиражей «Молитвослова» и получивший за это 2 года «химии». Товаровед торговой фирмы «Весна». В 1988 году - кооператор, строящий хозблоки для дачников. В 1989 году - председатель Правления банка «Столичный».
Михаил Ходорковский. В 1986 году под эгидой ВЛКСМ организовал Межотраслевой Центр Научно-технических программ - «Ме-На-Те-П».
Торговал компьютерами. Два года спустя регистрирует кооперативный банк. С личного разрешения Генсека КПСС Горбачева через «МЕНАТЕП» были пропущены деньги на ликвидацию последствий чернобыльской аварии. В начале 1990 г. по специальному указанию управляющего делами ЦК КПСС через стуктуры Ходорковского проходила конвертация денег партии.
Кто же они - доверенные лица? Вряд ли, конечно, Смоленский или Потанин давали кому-либо какие-то расписки, но, с другой стороны, их фигуры вполне устраивали старую советскую номенлатуру. Вы никогда не задумывались над тем, кто пришел к власти в результате бурных реформ и перемен? И последние стали первыми? Пока остальные митинговали первые благоразумно подыскивали себе преемников.
От князя Оболенского до «химика» Смоленского
Каждые четыре года партия власти (два раза Ельцин, пока один раз - Путин) выигрывает президентские выборы под лозунгами «коммунизм - не пройдет!» И вместе с тем та же газета «Коммерсант» в 1997 году спокойно констатирует: « к финансированию Геннадия Зюганова на выборах 1996 года были причастны : Мост-банк, МЕНАТЕП, „СБС-Агро”, Онэксим и даже структуры Бориса Березовского. Подобная деятельность банками, естественно, не афишируется. Но что заставляет новых русских капиталистов финансировать людей, которые явно по-своему понимают ту же рекламу газеты „Коммерсантъ”: „Начнем свой день со свежего коммерсанта!”?
Этой зимой в Москву ненадолго приехал из Германии бывший заведующий международным отделом, секретарь ЦК КПСС, бывший советник Берия, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева - Валентин Фалин. В России начала девяностых ему спокойно жить не давали и Валентина Михайловича приютил в своем исследовательском институте один из бывших немецких диссидентов. Фалин очень интересно осмысливает советско-российскую историю, а его книгу „Конфликты в Кремле”, на наш взгляд, стоило бы внести в университетскую программу исторических факультетов.
Так вот, Фалин довольно спокойно прокомментировал нам эти благотворительные позывы банкиров: „Что касается связи с олигархами. Я могу вам напомнить, что большевики получали миллионные субсидии от крупных промышленников, банкиров, аристократов… Князь Оболенский дал миллион рублей, Рыбаков - банкир - миллионы, Морозов - завещал сто тысяч рублей и до этого давал сотни тысяч. Многие понимают сегодня, что без создания социально уравновешенного общества Россия едва ли выйдет из смуты из того болота.”
На эту же тему мы разговаривали с одним из самых первых советских бизнесменов, президентом фирмы „Нордэкс”» Григорием Лучанским, героем многих газетных скандалов начала 90-х. Лучанского, действительно, подозревали во многих проделках, но вот до обвинений в финансировании коммунистов дело никогда не доходило: «Я разделяю позицию тех людей, которые считают, что крупные промышленные корпорации работали и нашим и вашим. А поскольку у нас две силы - центристская правая и сильно левая, то наверняка эти ребята на всякий случай финансировали и тех, и других.
Почему? Принцип самосохранения. Может быть, считают, что сегодняшняя КПРФ, это уже не КПСС. Это другая структура намного ближе к социал-демократии…»
Лучанский в отличие от Валентина Фалина видит более весомую причину сотрудничества бизнесменов с лидерами КПРФ. Он, в частности, вспомнил показательную историю о том, как правая рука Зюганова - Валентин Купцов приходил к руководству Газпрома лоббировать интересы пермского бизнесмена Дмитрия Рыболовлева: «Лоббируют те или иные вопросы по всей видимости на коммерческой основе. А зачем иначе? Идеологии здесь никакой нет. Поэтому когда интересы бизнесмена с сомнительной репутацией Рыболовлева отстаивают лидеры фракции КПРФ , я твердо уверен, что Рыболовлев не стоит на коммунистической платформе.
Факт в том, что я не могу себе представить, чтобы в советские времена руководители компартии поддерживали человека с такой репутацией. Я вижу здесь только коммерцию. Нет ничего другого.»
Бизнемены, вперед!
НОВОЛИТИКА