Известную программу телеканала «Россия 1» «Специальный Корреспондент» «специально» ввели в заблуждение?
В воскресенье на канале «Россия-1» вышла программа «Специальный
корреспондент», показали фильм Александра Рогаткина «Большая война
малого бизнеса». Тема злободневная. Что и говорить, предприниматели
ежедневно сталкиваются с произволом милиции, криминала, чиновников. Об
этом говорят тысячи публикаций и телесюжетов.
Тем не менее, для одного из ведущих телеканалов страны тема была почти новой. На телевидении, особенно в прайм-тайм, редко говорят об этих очевидных проблемах. И в этом отношении «Специальному корреспонденту» можно поставить жирный плюс. Программа пробилась к зрителю через сериалы и юмористические программы.
Очевидно и то, что корреспондента Рогаткина и телеканал подтолкнуло к созданию фильма преступление в станице Кущёвская Краснодарского края.
Серьезную аналитику трудно представить без выявления характерных тенденций и причинно-следственных связей, без проведения параллелей и острых комментариев.
Фильм Рогаткина легко делится на три сюжета: станица Кущёвская, город Гусь-Хрустальный и село Большая Талда Кемеровской области.
То, что сообщалось о Кущевской и Гусь-Хрустальном, широко известно - оперативные СМИ задолго до «Специального корреспондента» представили достаточно полную картину.
Про конфликт в поселке Большая Талда рассказывалось впервые. В этом была и некая новизна программы. Александр Рогаткин сообщил о вооруженном нападении на местного жителя Сергея Шалыгина, которое произошло 7 августа.
К дому Шалыгина подъехали два автомобиля без госномеров, из которых вышла группа вооруженных людей. Они проникли на придомовую территорию, нанесли удары обухом топора Сергею Шалыгину. После этого несколько раз выстрелили в сторону отца Шалыгина - Владимира Валентиновича. В результате нападения хозяин дома и его сын получили ранения и травмы. К счастью, остались живы.
Автор фильма сравнивал эту ситуацию со станицей Кущёвская, якобы, ситуация в одном из кузбасских районов напоминает ту, что сложилась в Краснодарском крае.
После показа фильма началось обсуждение в студии. Мария Ситтель несколько надрывно задавала вопросы гостям студии, те отвечали. Все крутилось вокруг наездов на малый бизнес, коррумпированности милиции и бездействия власти. Дали слово и корреспонденту Александру Рогаткину. Автор говорил только о Кузбассе. Он рассказал, что у семьи предпринимателя Шалыгина осталась надежда только на программу «Специальный корреспондент». Рогаткин просил присутствовавшего в студии депутата Госдумы М.И. Гришанкова разобраться в ситуации в кузбасском поселке.
Когда перед профессионалом ставится конкретная цель, квалифицированный специалист эту цель спокойно достигает, соответственно интерпретируются факты и комментарии. Замечается нужное, отбрасывается то, что не подходит. Выстраивается нужная картинка, цель реализована. Вопрос только в профессионализме, моральная сторона часто не имеет значения.
Александр Рогаткин приехал в поселок Большая Талда, проинтервьюировал предпринимателя Шалыгина, взял у него видеозапись нападения и вставил в свой фильм.
Однако то, что осталось за кадром «Специального корреспондента», удручает, и, на мой взгляд, все же дискредитирует программу.
По данным ИФНС России по Кемеровской области, никто из семьи Шалыгиных не зарегистрирован в качестве предпринимателей, они не являются ни учредителями, ни руководителями организаций. Налоговые декларации в инспекцию Шалыгины никогда не предоставляли. В собственности членов семьи, помимо частных домов, находятся две квартиры, 7 транспортных средств и 67 земельных участков общей площадью около 5 тысяч гектаров.
Представители малого бизнеса (а именно так журналист представил Шалыгина) по крайней мере, платят налоги. В данном случае об этом речь не идет, малым бизнес здесь и не пахнет. Но, все же, в некотором роде Шалыгины - «предприниматели»…
По данным начальника ГУВД по Кемеровской области Александра Елина, еще в 2009 году в ОБЭП ОВД по Прокопьевскому району стала поступать оперативная информация о том, что Сергей Шалыгин осуществляет хищения дизельного топлива для его дальнейшей перепродажи с Талдинского угольного разреза, принадлежащего УК «Кузбассразрезуголь».
Дизтопливо сливалось в емкость, находящееся во дворе Шалыгина, а затем реализовывалось в Новокузнецке. Как отмечают в правоохранительных органах, в хищении дизельного топлива помогали родственники, в том числе, его отец Владимир Валентинович Шалыгин (кстати, майор милиции в отставке), а также преступные авторитеты, входящие в ОПГ «Ильинские».
По этой же схеме, считает следствие, реализовывался и ворованный на разрезе уголь.
Мать Сергея Шалыгина, Галина Николаевна, занимается куплей-продажей паевых земель сельхозназначения с последующей перепродажей угольным предприятиям. С 2006 года в качестве индивидуальных предпринимателей, учредителей и директоров юридических лиц они не состоят и налоговые декларации не сдают.
Следователи считают, что интересы семьи Шалыгиных с интересами ОПГ «Ильинские» разошлись. Последние начали угрожать им разборками. Вместо того, чтобы обратиться за помощью в ОВД, Шалыгины намеревались решить эту проблему самостоятельно. Для этого они купили и установили у себя во дворе камеры видеонаблюдения. Как теперь стало известно, это едва не стоило им жизни.
По факту, показанному в «Специальном корреспонденте», еще 7 августа 2010 года ОВД по Прокопьевскому району было возбуждено уголовное дело по ст.111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью».
В ходе расследования личности подозреваемых установлены, они объявлены в федеральный розыск.
По словам главы Большеталдинской сельской территории Татьяны Малаевой, Шалыгины несколько лет воруют дизтопливо с ближайших разрезов, не исключено, что на разрезе у них есть свои люди. Ни предпринимательская, ни фермерская деятельность никем из членов семьи не зарегистрированы.
- События, показанные в сюжете, длились 10-15 минут. Приехавшие бандиты решили семью Шалыгина напугать и проучить. По информации соседей, Шалыгины готовились к встрече, укрепляли забор, установили видеокамеры, - рассказала Татьяна Малаева.
- То, что в итоге произошло - это внутренние криминальные разборки. Ранее Шалыгин совместно с новокузнецкой преступной группировкой занимался воровством дизтоплива, а сейчас борется за зоны влияния, - уверена глава сельской территории. Я извещала органы внутренних дел о нарушении семьей Шалыгиных правил проживания, однако меры не принимались. Глава этой семьи запугивает селян, появляется в поселке с оружием, заявляя, что никого не боится. На меня корреспондент не выходил. Он приехал к Шалыгину, записал его комментарий и уехал. Ни с кем из местного населения не общался.
По данным ГУВД, денежные средства, полученные от хищения дизельного топлива, израсходованы на приобретение дорогостоящих автомобилей и спецтехники. В частности, у Сергея Шалыгина появился новый Лексус, который он переоформил на свою гражданскую жену Юлию Сергеевну.
В сравнении с ужасами «Кущевской» эпизод в Большой Талде - это выстрел из рогатки. Но даже «рогатку» можно легко сделать бомбой. Может быть, в этом и состоит «прелесть» профессии журналиста?
В Большой Талде уверены, что Александр Рогаткин выполнял конкретный заказ. Но, честно говоря, сомневаюсь в этом, готов поспорить даже с жителями поселка, не искушенными в медийных технологиях.
Все же телеканал «Россия» - серьезная структура и, как правило, «не марается» мелкими заказами в духе того же Рен ТВ. Скорее речь идет о том, что историю Большой Талды Александр Рогаткин уложил в заданную схему - известный и широко применяемый журналистами прием. Цель же в итоге достигнута - проблема озвучена, к ней привлечено общественное внимание. У малого бизнеса в России действительно непростая судьба. Ничего страшного, что роль малого бизнеса в поселке сыграли местные криминальные авторитеты. В данном случае, журналисту это не важно. Каждый делает свою работу. Скорее всего, конфликт между сельскими бандитами «разрулен». Одни - в бегах, других защитил «Специальный корреспондент».
А что же простые люди, представители малого бизнеса? В данном случае создается впечатление, что корреспондент Рогаткин пролетел мимо них.
Михаил Филимонов, НОВОЛИТИКА