- Вячеслав Николаевич, прежде всего вопрос о том, чем все-таки профсоюз работников культуры отличается от других, в чем его специфика?
- Если у угольщиков, химиков есть свой профильный профсоюз, то наш объединяет 22 отрасли – полиграфистов, работников СМИ, культпросветработников, театралов, писателей, художников и т.д. и Центральному комитету работников культуры приходится работать не с одним, а сразу с восемью министерствами и ведомствами. У всех разные требования, условия труда. Словом, у нас нет такой четкой выстроенной вертикали. И это очень осложняет работу.
- Последнее время много говорили о кризисе. Выстоял кто как мог. Как культура пережила это время?
- Сегодня в мозгах у всех работников культуры происходит своего рода культурная революция. Самое страшное, что я понял за это время и за время начала 1990-х годов: наша отрасль, которая всегда носила воспитательный характер, потихоньку превращается в обслуживающую отрасль. Наряду с бытовым обслуживанием (да простят меня коллеги). То есть во всех законах появилось такое понятие, как услуга. И культура уже не занимает духовной составляющей в воспитании личности, а предлагает услуги. Если население готово потреблять их – тогда выжить можно. Но я это пережил. Теперь всем говорю: надо придумывать новые формы работы. Не надо ждать милости от государства. Мы ему, по-моему, не очень-то и нужны. Ведь начиная с советского времени работники культуры финансировались по остаточному принципу. Еще в те годы профсоюзы бились за то, чтобы на культуру государство выделяло до 3% от ВВП. Мы не смогли добиться этого. А сейчас что? Еще 7 лет назад финансирование культуры составляло выше 1,4% от ВВП. А сейчас в планах правительства до 2012 года я вижу цифру – 0,9%. Вместо того чтобы вкладывать деньги в культуру, их становится все меньше.
- Работники культуры Кузбасса, наверное, в лучшем положении, ведь в области действует областной национальный проект «Культура»?
- Год назад меня попросили выступить на пленуме ЦК Российского
профсоюза работников культуры по поводу реализации этого проекта. У нас
действительно накопился огромный опыт работы. По сути, у нас культура
стоит на четырех китах – федеральном, областном, муниципальных бюджетах и
на помощи спонсоров. Радует, что на сегодня этот проект области
работает с превышением плана. На первом этапе реализации проекта, в
2006-2008 годах, было выделено более 7 млрд. рублей, а в 2009-2010 гг.
запланировано уже более 10 млрд. рублей. Проект на контроле у нашего
губернатора.
Кроме того, приятно, что впервые в этом году областные
гранты по 1 млн. рублей выиграли сразу три субъекта – областная
филармония, управления культуры Тяжинского района и города Кемерово. По
сути, возобновилась подзабытая форма работы профсоюзов –
соцсоревнование.
- По каким показателям соревнуются между собой учреждения культуры?
- Это, конечно же, большой вопрос. Как и по каким стандартам сравнить работу писателя? Килограммами книг? Или работу художника – метрами картин? Но в последнее время стали появляться определенные государственные стандарты. За основу берется финансовая составляющая – востребована продукция или нет. Идут ли зрители на спектакль, покупаются ли творческие работы и т.д.
- А люди готовы потреблять эти услуги работников культуры?
- Не все. Писатели, например, сами за свой счет издают книги и дарят их бесплатно, а куда деваться… Но есть учреждения, которые используют новые формы работы. И люди охотно к ним идут. Серьезно поставлена работа в областной научной библиотеке. Филармония приглашает разных знаменитых, «раскрученных» артистов, драмтеатр делает новые постановки. Музей изобразительного искусства использует свои помещения, организуя разные выставки – из своих фондов, привозит работы из Эрмитажа и Третьяковской галереи. И уже к 2012 году, согласно новому федеральному закону, часть учреждений культуры перейдет на работу по новым формам.
- Каким образом это произойдет, и какие учреждения станут сами зарабатывать на жизнь?
- Этот закон вышел полгода назад. Он предполагает, что все учреждения
будут разделены на три вида – казенные, автономные и бюджетные. Если на
казенные и бюджетные предусмотрено хоть какое-то финансирование, то
«автономные» будут зарабатывать сами. В эту категорию войдут те
предприятия, которые производят продукт, продают билеты или услуги. Это
будут, в первую очередь, областные учреждения культуры.
- А они справятся?
- Государство, перед тем как принять закон, дало им возможность
самостоятельно научиться зарабатывать, при поддержке бюджетного
финансирования. Кто понял, как надо работать, то удержится. Проблема еще
в другом: как нам сейчас поддержать учреждения культуры. Ведь все
изменилось с принятием 131-го федерального закона о местном
самоуправлении. Если раньше в области было 34 городских и районных
Совета народных депутатов, которые решали, на что потратить местные
деньги, то сейчас 224 сельских поселения и городских округа. И везде
свои депутаты. Они принимают решение – что нужно, куда истратить деньги,
которые мы зарабатываем. Поэтому нам надо выдвигать своих кандидатов в
депутаты. Ведь если там будут только зоотехники, врачи или учителя
(простите коллеги) – они будут тянуть на себя одеяло.
В некоторых
территориях уже принимают решения о закрытии клубов в связи с тем, что
нет денег на их коммунальное содержание. Боюсь, что пойдет и очередной
процесс приватизации. Ведь учреждения культуры на селе – лакомые
кусочки. Они находятся в самом центре поселков. А если денег нет на
содержание, будут отдавать в частные руки. А детишки куда? А работники
культуры?
- То есть вы предлагаете работникам культуры идти в политику?
- Не всем, конечно. Но на местах должны быть наши депутаты. Надо отстаивать наши интересы.
- А насколько сегодня популярен профсоюз?
- Конечно, не так, как в советские времена. Тогда каждый труженик
автоматически был членом профсоюза. Пришел на профсоюзное собрание –
бухгалтерия автоматически отчисляет 1% от зарплаты. Но после 1990-х люди
стали выходить из профсоюза. Но и сейчас у нас есть территории, где
100-процентное членство в профсоюзе. Например, в Прокопьевске. Это
потому, что там возглавляет профсоюз опытный человек – Мария Ивановна
Шерстнева. Она почетный работник культуры Кузбасса. Близка к 100%
численность профсоюзных рядов в Гурьевске, Ленинск-Кузнецком районе,
Полысаеве и других. Хотя в среднем по области этот показатель 72,4%, а
по селу того меньше – 53,8%. Это понятно – в селе идет перестройка.
Если раньше на селе было одно управление культуры, то сейчас много
сельских поселений. В одном клубе могут работать два человека. Но там
нельзя организовать профсоюзную ячейку. Нужно минимум трое по нашему
уставу.
- Чем вы еще планируете заниматься, какие проблемы решать?
- В планах обеспечить наши профкомы на местах компьютерами и
Интернетом. Еще мы хотим обратиться к областному Совету народных
депутатов с просьбой инициировать изменения к федеральному закону о
трудовых пенсиях. Согласно последним изменениям, преподаватели детских
художественных школ, а это одна треть нашего профсоюза, имеют
ограничения на получение досрочной трудовой пенсии за педагогический
стаж. Много проблем вижу при внедрении новой системы оплаты труда в
бюджетной сфере.