Итоги выборов в областной Совет народных депутатов, состоявшихся 12 октября, показали, что некогда достаточно влиятельная в регионе КПРФ на этот раз не смогла даже преодолеть минимальный порог и не получила ни одного места в парламенте.
Между тем, партийное руководство ищет этому свои объяснения, критикуя – нередко резко и истерично – то облизбирком, то организаторов выборов на местах. Это и не удивительно, ведь как показывает практика, именно так реагирует большинство проигравших на выборах, пытаясь обвинительными выпадами «прикрыть» отсутствие конкретных фактов.
Наш корреспондент встретилась с известным в Кузбассе лидером КПРФ, увы, теперь уже бывшим, Юрием Петровичем Скворцовым и поинтересовалась: а что думает он об итогах голосования?
– Юрий Петрович, вы человек в партийных рядах
известный, не понаслышке знаете о том, что привело областную организацию КПРФ к
известному расколу. Вы были одним из первых, кто пострадал от действий первого
секретаря обкома Нины Останиной – по совершенно надуманным причинам вас
исключили из партии. Почему такое стало возможным? Как вызревал этот конфликт?
– Давайте вспомним: на выборах в Государственную думу в 2003 году областное отделение партии выступило неважно. В тот момент партийную организацию возглавлял Анатолий Максимович Зайцев. На него и пришелся удар: Останина заявила о том, что это не наши проценты, что областное руководство партии. Допустившее такой результат на выборах, должно уйти в отставку. В декабре 2004 года лидера сменили. Тогда большинство поддержало Останину, избрав первым секретарем обкома. Этот выбор был сделан, исходя из намерений конструктивного взаимодействия с региональной властью. Появилась какая-то новизна в работе партийной организации. Мы разработали программу по работе с детьми и молодежью, активизировали проведение дней обкома, участвовали в различных акциях. Появились дополнительные – при помощи губернатора – общественные приемные депутата Госдумы Останиной. Население обращалось в эти приемные со своими бедами, жалобами, и многие вопросы решались. Стоит отметить, что, начиная с 2004-го вплоть до 2007 года, госпожа Останина заявляла о поддержке губернатора, его социального курса, способствовала переизбранию глав городов и районов. Мы рассчитывали, что она окажется последовательной, верной собственным обещаниям. К сожалению, выборы в Государственную думу в 2007 году показали лживость и двуличность Останиной. Ею был выбран путь жесткого противостояния и губернатору, и главам муниципалитетов, которые вдруг оказались «невыгодными».
Дальше – больше. Если помните, на выборах 2007 года коммунисты области получили 7,2 процента голосов избирателей. Это ниже, чем в 2003 году. Естественно, все настойчивее стал подниматься вопрос об отставке Останиной. И вот тогда без ведома обкома узким кругом Нина Александровна и ее ближайшие соратники решили провести якобы конференцию. Заметьте – без большинства делегатов, в обход Устава! Во что бы то ни стало, надо было расколоть организацию. Когда же о «тайном вече» узнали коммунисты, разразился известный конфликт…
Потом распустили обком партии. Без заседания бюро, по телефону, сфабриковали документы о роспуске Кемеровского горкома партии, затеяли раздрай в других партийных организациях, игнорируя их лидеров. А параллельно создавали новые горкомы и райкомы, сформировали на пленуме ЦК организационный комитет, куда вошли преданные Останиной лица. Началась чистка рядов. Исключили из партии неугодных – Шакерзянова, Артемова, Филимонову. За ними последовали Печникова, Федосова, Кочеткова и другие. Отобрали партийные билеты более чем у полутора сотен человек в Новокузнецке. Люди начинали и сами выходить из партии в знак протеста на отсутствие всякой реакции ЦК, не обращающего внимания на заявления рядовых коммунистов. Такое грубое нарушение Устава, святая святых любой партийной организации, не оставляло сомнений – политика политикой, а это ж произвол!
– Вот в этой обстановке и началась подготовка к выборам в областной Совет?
– Готовились опять же своим кружком, без широкого обсуждения в парторганизациях – Останина и ее помощники: Студеникин, Бураков, Попов, Аленичев. Хотя ведь всегда коммунисты очень ответственно относились к выборам – добровольно, без всякой оплаты помогали в этой работе. А на этот раз, видя такую обстановку, многие просто устранились. Некоторые избирательные участки вообще в организационном отношении были «провалены». Своих наблюдателей не хватило – пришлось привозить из Томска и Новосибирска…
– А что вы скажете по поводу развалившейся
после объявления итогов голосования критики со стороны руководства КПРФ о
нарушениях якобы подтасованных результатах в Кузбассе?
– Все эти стенания на публику не имеют под собой никаких серьезных оснований. Обвинения в нарушениях сильно преувеличены, хотя где-то они, возможно, и были. Но тогда выкладывайте факты! А ведь их нет. Приводят случай с избиением агитатора в общежитии. Когда же разобрались, оказалось, была обычная пьяная драка, и политические мотивы тут ни при чем. Говорят, что в «Континенте» арестовали и посадили в «камеру» 90 молодых коммунистов. Да уж, впечатляет! Вот только где они, эти коммунисты? Увы, нет в областной партийной организации столько молодежи. Достаточно и этих двух фактов, чтобы судить о том, как нагнетается обстановка. Хотя ведь и единожды солгавшему никто в дальнейшем не поверит…
И потом, нельзя не замечать саму тенденцию выбора избирателей, которая и выразилась в итоговых трех процентах проголосовавших за кандидатов от КПРФ. О каких подтасовках тут может быть речь? Сфальсифицировать результат на несколько процентов, не говоря уж о десятках процентов, уверяю вас, просто технически невозможно. И госпоже Останиной это хорошо известно. Ничего не поделаешь, надо признаться: выборы в Кузбассе партия проворонила…
– Юрий Петрович, вам, я думаю, сегодня
горько сознавать такой итог, видеть, как расправляются с вашими сторонниками.
Не для того вы столько лет, столько сил посвятили партии…
– Да, за плечами 22 года партийной работы в КПСС, потом в КПРФ. В начале 90-х боролся за восстановление партии. Был не на последнем счету: восемь лет работал вторым секретарем обкома, потом двенадцать лет возглавлял Кемеровскую городскую парторганизацию. Больно, честно скажу, видеть, что творится в партии сегодня. Нынешние ее лидеры сделали партию разменной монетой, жажда наживы застилала глаза, ни стыда не осталось, ни совести. Обнадеживает то, что итоги голосования на выборах еще не показатель отношения к самой партии как носителю главной идеи социальной справедливости. Если бы можно было «посадить» в депутатское кресло, выдать мандат программе КПРФ, ее лозунгам и призывам, то результат, наверное, был бы совсем иной. Но выбирать приходится конкретных людей, с их биографией, поступками, ошибками. Знаю, многие коммунисты отказались участвовать в выборах только потому, что в списках кандидатов были фамилии Останиной и Кочадзе. Появление последнего – человека с криминальным прошлым и олигархическим настоящим, похоже, стало той самой последней каплей, перевесившей весы. Настолько явно демонстрировались интересы верхушки над рядовым большинством. Поэтому нынешним коммунистам, чтобы не ошибиться, приходится руководствоваться не одним только горячим сердцем, а брать в расчет и трезвый холодный ум. Думаю, Нине Останиной стоит задуматься над этим и самой подать в отставку. Обанкротившееся руководство должно уйти.
Как бы там ни было, жизнь выправит, расставит все по своим местам. Партия очистится от лицемеров и предателей, придут люди, которые будут заботиться не о себе, не о личной наживе, а о народе, его достойном настоящем и будущем. Восстановится и доверие кузбассовцев к партии. Но только, повторюсь, при другом руководстве.
– Возможно ли ваше возвращение в ряды КПРФ?
И как объяснить то, что на выборах в областной Совет вы шли по спискам ЛДПР?
– Не исключаю, что это так и будет. Что касается ЛДПР, то решение участвовать в выборах в составе этой партии я принял из других соображений – как депутат городского совета, имеющий большой опыт подобной работы. Для меня было важно сделать все возможное, чтобы в областном Совете была сформирована команда единомышленников-профессионалов, опытных людей, которым в нынешних сложнейших условиях придется принимать ответственные решения. И потом, как формально свободный человек в политическом отношении, я имел на это право. Чтобы попасть в список ЛДПР, мне не пришлось выкладывать партийный билет, кого-то предавать, лгать, я поступил честно и открыто. И многие коммунисты, мои соратники по КПРФ это поняли и поддерживали меня. Впрочем, я узнал многих лидеров и активистов ЛДПР. Замечательные люди, которые, также как и я, болеют за Кузбасс и за кузбассовцев.
Беседовала Марина
Закамская,
газета "Земляки" от 14 ноября 2008 года