Тулеев продолжает свистеть. Часть 1
01.06.2010 18:48 | Тимур ДОКТОРОВ
В Кузбассе, спустя почти месяц после трагедии на шахте «Распадская», общественность подводит промежуточные итоги конфликта инициаторов акций протеста с властями. И выходит так, что на данный момент никаких итогов нет, кроме разве что смены директора шахты, которая ни на что не влияет. Требования шахтеров изменить систему оплаты труда на почасовую, которая не зависит от выработки, проигнорированы. Обещали чуть повысить зарплаты за счет коэффициентов безопасности, зато базовую ставку увеличили по минимуму. Горняков, впрочем, и это особо не радует: они не раз заявляли, что базовая ставка и так периодически растет, зато одновременно срезаются премиальные и увеличивается план, плюс делает свое дело и инфляция. Так что протестная энергия шахтеров ушла в свисток, который просигналил аж до самой Москвы: инцидент исчерпан.
Всем спасибо, отреагировал на сигнал Владимир Путин, ответивший на реплику Юрия Шевчука, который назвал российские шахты «штрафными батальонами», следующее: «Если нам её (базовую ставку – ред.) увеличить бездумно, то может наступить ситуация, при которой все шахты, где добываются энергетические угли (а не коксующиеся – ред.), будут просто закрыты, они будут нерентабельны». «Бездумно», надо полагать, это так, как требуют шахтеры. Кому же благодарить премьер-министра за столь быстрое и качественное преобразование этих и других требований кузбассовцев в громкий свисток? Несомненно, губернатора. Аман Тулеев выполнил свою задачу – сделал так, что и шахтеры успокоились, и ощутимых реформ удалось избежать.
Надо сказать, приходилось Аману Гумировичу нелегко: не каждый обладает столь блестящими качествами пиарщика-интригана, как губернатор. «Это вы все подогрели», - в сердцах высказал претензию директору «Распадской» господину Козовому Тулеев, раздосадованный тем, что тот выпустил своих подчиненных на улицы, под прицел камер съехавшихся отовсюду журналистов. Впрочем, распекая директора, губернатор и своего дела не забывал. Следящие за событиями в Междуреченске постоянно бомбардировались новостями из региона, которые сбивали с толку: что там вообще происходит?
Вот Тулеев показывает фото зачинщика «рельсового бунта», называя его беглым бандитом по имени Антон Герасимов. В результате человек на фото так и остается неузнанным, зато настоящий Антон Герасимов дает интервью, в котором рассказывает о том, что с 18 лет он работает на шахте и не имеет ни одного привода в милицию.
А вот Тулеев рассказывает о вдове шахтера, которая жалуется на членов ОПГ «Вокзальские», вымогающих у семей погибших горняков по 500 тысяч «компенсационных» рублей. Милиция в ответ опровергает это заявление: мол, фактов вымогательства не установлено, как, впрочем, и личности «вымогаемой» вдовы. На всякий случай проверяется алиби Дмитрия Ширяева, которого в анонимке назвали лидером ОПГ – он, оказывается, был в момент совершения предполагаемого преступления с семьей. Да и вообще, говорит милиция в пресс-релизе, так называемые «Вокзальские» нами обезврежены еще в прошлом году.
Думаете, это все? Как бы не так. В региональной и федеральной прессе появляется информация о том, что шахтеры устроили самосуд над этим самым Дмитрием Ширяевым. Причем, в одних СМИ Ширяев представлен как лидер банды, в других – как предприниматель, ставший жертвой чьей-то злой шутки. И в результате этой шутки, якобы, пострадала фирма, в которой он работал: «С нами не заключают договоры, отменяют контракты, с нами не хотят работать многолетние деловые партнеры», - рассказывают коллеги Ширяева. Надо ли говорить, что милиция снова все опровергла: никто никого не «самосудил».
А потом кузбасские газеты выдали еще одну сенсацию: «Впервые в Междуреченске подписан Договор об общественном согласии и социальном партнерстве». Который, между прочим, под крылом администрации Кемеровской области объединил целых 75 общественных объединений, политических партий, профсоюзных организаций и религиозных объединений. Все они договорились не бузить и не высовываться. Так вот, среди подписантов, как было заявлено, значилось и региональное отделение КПРФ. Общественность недоумевала: как же так, ведь буквально вчера кемеровские милиционеры арестовали автомобиль, перевозивший из томской типографии 25 тысяч экземпляров газеты обкома КПРФ «Советский Кузбасс»… И после этого коммунисты обещают Тулееву не бузить? Все оказалось просто: подписавшиеся коммунисты ничего общего со сторонниками Нины Останиной не имеют. Речь идет о «клоне» КПРФ, который создан Тулеевым и во главе которого стоит бывший председатель Кемеровского горкома КПРФ Юрий Скворцов. Очень интересный, кстати, дядька: создал копию сайта коммунистов, на котором их же и «мочит», а на выборы депутатов областного совета в 2008 году и вовсе пошел по списку ЛДПР.
Этот безумный калейдоскоп в Кузбассе уложился менее чем в месячные рамки и все это время один заголовок в новостных лентах противоречил другому. Впрочем, безумием это казалось только сторонним наблюдателям, жителям же Кемеровской области и знающим ситуацию в регионе все это привычно. Тулеев – настоящий ветеран информационных войн, умеющий все поставить с ног на голову. Вот что, он, например, писал в обращении к жителям Кузбасса в 1995 году. «Верные правящему режиму средства массовой информации создавали информационную блокаду, способствовали распространению клеветы, подвергали травле инакомыслящих. В этой тяжелейшей обстановке я принял твердое решение пойти на выборы в Госдуму в блоке с компартией Российской Федерации. Цели и задачи партии, ее предвыборная платформа наиболее полно и реалистично отражают чаяния людей труда, их устремленность к социальной справедливости, коллективизму, дружбе народов. Священные идеалы социализма для меня всегда были и остаются идеалами добра, гуманизма и братства, и я никогда не сойду с этих благородных позиций».
С этих благородных позиций Тулеев сошел на следующих же выборах в Госдуму – оставаясь в списках КПРФ, он тогда уже в открытую поддерживал более перспективное с его точки зрения «Единство». А в 2003 году губернатор возглавил список «Единой России». Партия власти получила в лице Амана Гумировича пропагандиста геббельсовского ранга – так пудрить мозги избирателям и втаптывать в землю вчерашних соратников из КПРФ дано немногим.
«У нас масса случаев, когда газеты сначала сами предлагали нам напечатать наши предвыборные материалы, мы в итоге согласились, перечислили деньги из избирательного фонда. И потом нам звонят и говорят: нам позвонили из администрации Тулеева и сказали, что закроют нас, и что если мы хотим жить в Кузбассе, мы не должны печатать материалов КПРФ, - рассказывает коммунистка Нина Останина. - И так буквально со всеми газетами, в том числе с кемеровскими филиалами федеральных газет! То же самое с размещением рекламных щитов: мы начинаем заказывать, переводим деньги, а нам отвечают, что им запретила тулеевская администрация, и возвращают деньги. Так же происходит и с телевидением и даже с радио. Дошло до того, что мы свои агитационные газеты не можем напечатать в Кемеровской области, и вынуждены печатать их в Новосибирске. Всех членов избиркомов от КПРФ заставили уйти. Оставили только тех, кто публично открестился от партии».
К коммунистам можно относиться по-разному, но ведь методы политической борьбы – тоже ведь объективная характеристика, не так ли? Вот как, например, согласно материалам партийной прессы КПРФ, «единороссы» во главе с Тулеевым «зачищали поляну» накануне выборов депутатов Государственной Думы в 2007 году. «С теми, кто проявляет упорство, разговор иной: в ход идут угрозы и жесткое давление. Одним грозят увольнением с работы, от других требуют написать заявление о выходе из КПРФ, секретарю одного из горкомов КПРФ даже пригрозили лишением инвалидности, если она будет упорствовать! Как «мягкий вариант», предлагают коммунистам уйти в отпуск или на больничный и не приезжать на пленум обкома».
А вот другой образчик выборных технологий «Тулеев против КПРФ». В 2008 году в областной совет баллотировался коммунист Дмитрий Кочадзе. Грузинская фамилия ему досталась от отчима его отца, который, кстати, всю жизнь прожил в Кузбассе. Это не помешало губернатору разыграть в предвыборной кампании националистическую карту: очень уж жива тогда была память о только что закончившейся «августовской войне» между Россией и Грузией. В областной прессе оппозиционный кандидат упоминался исключительно как «уроженец Грузии Кочадзе». А накануне выборов почтовые ящики избирателей заполонили тонны листовок, написанных якобы этим самым «уроженцем». «Я, коммунист, кандидат в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области Дмитрий Кочадзе обращаюсь к вам с болью в сердце! - кричала листовка. - Наступили трагические времена для грузинского народа! Саакашвили не психопат и не истерик! Кто поверит, что настоящий грузин бежал от федеральных войск и жевал галстук в прямом эфире?! Подлая провокация и грубый монтаж! Михаил Саакашвили — величайший политик! Святую землю окропила багряная кровь грузинских воинов!».
И ведь что характерно – народ, который в большинстве своем всего этого не знал, Тулеева любил. Его и как «единоросса» массовый избиратель долго не воспринимал. Аман Гумирович прочно закрепился в амплуа защитника народных интересов, друга шахтеров и пенсионеров. Пожилые жители Междуреченска, показывая приезжим центральный проспект под названием Коммунистический, обязательно расскажут о том, что здесь жила мама Амана Гумировича и благодарный сын сделал из щербатой улицы конфетку не хуже московского Арбата. Причем, чуть ли не на свои деньги.
Другие кузбассовцы вспомнят историю о том, как губернатор хотел сделать другой подарок – на этот раз учителям, работникам села и матерям-героиням. А подарить им он решил золотые наручные часы. Вот их описание: «корпус должен быть из золота 585-й пробы, на нем должны находиться не менее 26 бриллиантов, диаметром не менее 1 мм, чистотой бриллианта не менее ?, общим весом не менее 0,25 карата. Циферблат — из натурального перламутра, украшен 8 кристаллами Сваровски. Цифры на циферблате — накладные с позолотой. Браслет также золотой (585-й пробы) толщиной не менее 3 мм и украшенный не менее чем 46 цирконами с диаметром каждого камня не менее 1,5 мм. На крышке часов — герб Кемеровской области, памятная надпись «От губернатора Кемеровской области А. Тулеева». На 30 подобных подарков губернатор готов был истратить больше 2 млн. рублей. Правда, когда людям объяснили, что тратить он собрался деньги из бюджета, администрация быстро свернула объявленный на изготовление часов тендер и больше о нем не вспоминали.
О том, как Аману Тулееву удалось извращением фактов, подлогами и всяческими уловками завоевать доверие тысяч жителей Кемеровской области, читайте в ч. 2.
http://www.wek.ru/articles/politic/246009/index.shtml