Александр Сорокин, журналист, преподаватель вуза, г. Кемерово : Латиноамериканщина по-российски...
16.07.2010 | 13:39
Дурно пахнет это всё – сложнейшие аранжировки отставок сначала татарского лидера, теперь – башкирского.
Ясно, что на поверхности лишь малая часть «договора» отставника с кремлёвскими затейниками – орден, пенсия, резиденция, ещё кое-что по мелочи. Представляю, как в одной из президентских вотчин они торговались, формируя закулисную часть соглашения, не предъявляемую обществу: лично мне и семье – гарантии неприкосновенности и ненаказуемости за такие-то и такие-то деяния, вот этого другана-жулика не трогать, вот этот сомнительный бизнес пару лет не замечать, такое-то уголовное дело прикрыть, такие-то и такие-то не возбуждать вовсе, хотя по закону надо бы...
Ударили по рукам.
Одна сторона думает: всё, ладно, на таких условиях и при таких гарантиях можно и уйти, родня прикрыта, наворованные капиталы в безопасности. Другая сторона радуется: наконец-то мы этого монстра выдавили, никакую бузу он устраивать не станет, стабильность в регионе не нарушит, ради этого не жалко орденов и гарантий.
Оно вообще-то ещё с Ельцина началось.
Тоже – гарантии «семье» и т.п.
Я как-то слушал лекцию покойного ныне Гайдара. Он анализировал свойственные нашим властным структурам черты, которые именовал «латиноамериканщиной». Не ручаюсь, что он употреблял именно это слово, но смысл был именно такой. Человек, придя к власти (на уровне региона, министерства, парламентского комитета, а то и целой страны), понимает, что вечно он сидеть на этом хорошем месте не будет. Основная задача, которую он должен суметь решить за отпущенное время, – не успех порученного дела или порученной территории, а обустройство своего клана.
Нужно успеть создать достаточное число коммерческих и политических преференций «своим», достаточно много наворовать и спрятать.
Когда его с поста сбрасывают, объявляют преступником и отдают под суд, это уже не страшно. Даже если не удалось ускользнуть от обвинений или сбежать за рубеж, объявив себя политическим изгнанником, дело сделано – на четыре поколения вперёд денег наворовано, положение клана достаточно прочное, происки «врагов», может, и потеснят клан с занятых позиций, но полностью не опрокинут.
У наших региональных царьков и ханов ведь по сути получается ещё круче: действуют они по-латиноамерикански, но после отставки не в тюрьму идут и не в изгнание.
Что с того, что против любого из них мгновенно можно возбуждать полдюжины уголовных дел, где будут фигурировать миллиардные суммы? Они уходят в отставку с почётом и с гарантиями. Латинская Америка пускает слюни от зависти...
Если бы уходящий по каким-то причинам в отставку досрочно американский губернатор вдруг посмел хоть что-то вякнуть насчёт гарантий неприкосновенности, все очень бы удивились.
И вспыхнул бы, полагаю, общенациональный скандал. Он и на своём посту не чувствует себя неприкосновенным, и после отставки никто ему ничего такого не обещает. Если всплывёт уголовщина – будешь как миленький отдуваться за содеянное...
Через несколько лет пойдёт в отставку наш кузбасский Амангельды.
Переназначили его недавно, несколько лет ещё посидит, но всё равно ведь не вечен. Хоть сейчас можно поднимать его деяния за последний десяток лет и одно за другим возбуждать дела.
Представляю, какой начался бы цирк, если бы кому-то пришло в голову разобраться, скажем, с рейдерским перераспределением крупной собственности на территории Кемеровской области и ролью в этих операциях лично Тулеева.
Со степенью его административного участия в конкурентной борьбе на стороне «своих» людей. Поднять множество эпизодов, где просматривается наглый попил федеральных денег. Проанализировать системную деятельность по нанесению урона областному бюджету.
К примеру, накрученные долги по программе «FATA», игры (при помощи послушного облсовета депутатов) с земельными ставками в пользу «любимчиков», необоснованные социальные благодеяния, преференции расплодившимся чиновникам, раздача немотивированных крупных льгот и немыслимого количества драгоценных орденов, много чего ещё.
Где-то он прямо замешан, где-то косвенно причастен. Полная картина сейчас не видна, но следователи вполне могли бы разобраться. Было бы желание.
Однако желания такого у Кремля явно не будет.
Как нет его сейчас в татарском и башкирском сюжетах. Всё прикроют, никаких дел возбудить не позволят. Думаю, столь же преспокойно уйдёт Амангельды с поста, как и нынешние тяжеловесы – без всякой уголовщины, с орденом и гарантиями...
Конечно, усугубила дело, создала отличные условия для всего этого маразма отмена в России губернаторских выборов.
И при выборной системе привлечь к ответственности высокопоставленного регионального чиновника не было просто. Но теперь и вовсе - на закон им плевать. Главное - демонстрировать лояльность Кремлю. И потакать коммерческим интересам околокремлёвских олигархов. Тогда региональный царёк под защитой, любые проблемы, даже откровенно уголовные, сумеет решить с помощью закулисных договорённостей с высокопоставленными кремлёвскими кураторами.
Мне все эти сюжеты с «неприкосновенностями» представляются попросту публичным российским позором, ещё одним ярким свидетельством коррумпированности всей вертикали власти, придавленности правоохранительной системы, двойных юридических стандартов в уголовной практике, совершеннейшей кремлёвской беспринципности.
Если всё чисто, то на хрена бы она была нужна – эта неприкосновенность? То есть Дмитрий Анатольевич сам же подобным делам попустительствует, но на этом фоне ещё и произносит критические речи об отчего-то весьма скромных успехах в борьбе с коррупцией в России. Откуда же им быть? http://echo.msk.ru/blog/alex40/695921-echo/